Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

говорите так: Ну, теперь я это влияние потихоньку устраняю, я сделаю движение

над твоей левой рукой от запястья к плечу и освобожу ее от оцепенения.

Исполнив это, добавьте: Теперь твоя рука свободна, и ты можешь опустить ее

вниз. То же самое производится и с другой рукой, причем надо постараться

устранить из его мышления сообщенное ему при эксперименте понятие о мускульном

оцепенении. Ты теперь находишься в здоровом сне, - продолжаете вы, - и будешь

делать то, что я тебе прикажу. Никто не может тебя разбудить, кроме меня

одного.

з) Действие ваших внушений.

Таким образом вы показали свою силу на мускульной системе испытуемого. Внушив

еще несколько раз, что он может делать только то, что прикажет доктор, а не

то, что он мог бы делать в нормальном состоянии, вы так подчините его своему

влиянию, что он, например, только по вашему приказанию сможет опустить руку.

Получается, что пациент с этих пор верит всему, что вы ему говорите, и при

многократном повторении внушения очутится, так сказать, в борьбе с собственным

я. Он начнет делать то, что многие делают: употребит все усилия, чтобы

опустить руку, но зная твердо, что он этого не может, он будет не в силах

сделать это. Надеемся, что вам становится теперь понятным, что значит обладать

силой положительного внушения, если последнее может быть передано мозгу в

такое время, когда умственные силы не обладают своей высшей деятельностью.

и) Работа разума.

Когда мальчик погружен в глубокий сон, или даже полузаснул, он не думает так,

как бы думал в бодрствующем состоянии, а потому внушение о невозможности

поднять руку, может показаться ему вполне естественным, и он откажется от этой

попытки. Таким образом, мозг его находится в восприимчивом для внушения

состоянии, и тогда можно производить дальнейшие эксперименты, относящиеся к

управлению его мускульной деятельностью.

к) Дальнейшие доказательства восприимчивости духа.

Точно также, как вы с согласия или без согласия мальчика могли доказать, что

он не может опустить руки, если вы ему, этого не позволяете, так же можете

доказать ему или другим присутствующим, что пациент не может открыть глаз,

если вы внушите, что он не может этого сделать, что не может закрыть

полуоткрытый рот, если вы прикажете ему оставить рот открытым, или что он не

может сдвинуться со своего места, если ему будет внушено, что он к нему

привязан и утратил способность движения.

л) Сон в стоячем положении.

Теперь поставьте мальчика на ноги, быстро проводя руками от его головы по

рукам, вниз до ног, при чем слегка только касайтесь платья спящего. Но

повторяя эти движения несколько раз с обеих сторон, говорите ему: Ты можешь

точно так же легко и спокойно спать стоя, как раньше спал в удобном кресле. Ты

откроешь глаза, как только я тебе прикажу, и ты будешь видеть то, что я тебе

прикажу. Ты будешь чувствовать, что я тебе прикажу, и все тебе покажется как

бы в действительности. Далее продолжайте: Хотя я тебе приказы-,ваю открыть

глаза, но ты отнюдь не проснешься. Ты будешь продолжать спать и увидишь весьма

интересные вещи, но ты не будешь пугаться и не будешь удивляться, каким

образом эти вещи здесь появились. Ты будешь только знать, что ты их видишь,

что они для тебя действительно существуют.

м) Передача быстрых позитивных внушений.

При этом опыте вы должны говорить очень быстро и не останавливаться.

Представление, которое вы передаете мальчику, должно в его мозгу превратиться

в действительность. Если вы на минуту замешкаетесь, или будете говорить не

совсем решительным тоном, то мальчик может проснуться, обратиться к вам с

вопросами и выказать сомнение. Задача экспериментатора заключается единственно

в том, чтобы внушить свои мысли -мальчику.

н) Опыт с обманом чувства зрения.

Возьмите простую палку и передайте ее в руки мальчика со словами: Ты не

боишься змеи, ты всегда желал иметь игрушкой змею. Открой глаза и смотри на

змею, которую я сейчас вложил в твою руку. Она тебя не укусит, не причинит

тебе вреда. Те ее не боишься. Держи ее крепче, а то она выскользнет. Мальчик

открывает глаза и вместо палки видит змею, как это было ему внушено.

Но так как ему предписали не тревожиться этим, то он с удовольствием будет

смотреть и даже поласкает мнимую змею. Если вы пожелаете, вы можете

моментально это спокойное, чувство превратить в сильный страх, восклицая: