Боже мой! Осторожнее! Она тебя укусит! Таким именно образом устраиваются
публичные сеансы. На них оперируют с представлениями боязни или симпатии, или
лучше сказать, возбуждения данных лиц.
о) Не внушайте страха субъекту.
Силу гипнотизма можно также легко доказывать только такими опытами, которые
производят на испытуемого приятное впечатление, а не вызывают страха. Я, по
крайней мере, решительно высказываюсь против употребления последних опытов.
п) Активный сомнамбулизм.
Мальчик находится в состоянии так называемого активного сомнамбулизма. Вы
вызвали в нем иллюзию, давши ему в руки предмет и заставив его считать этот
предмет совсем не тем, что он есть. Вашим внушением предмет в мозгу мальчика
превратился в иной и получился обман чувств. Дальше со словами: Теперь мы
оставим змею. Берите палку из рук мальчика, кладите ее в сторону, после чего
быстро и твердо проведите руками по его лицу, говоря: Спи! и этого вполне
достаточно, чтобы превратить активный сомнамбулизм в глубокий сон.
р) Обман чувств, поражающий вкусовое ощущение.
Оставьте мальчика на несколько минут стоять и качаться на ногах, причем
говорите: Ты очень неравнодушен к плодам и очень любишь яблоки и апельсины.
Здесь есть прекрасное яблоко, очень хорошее, которое ты можешь получить и
тотчас же кушать. Ты будешь думать, что никогда еще не ел такого превосходного
яблока, такого сладкого. Возьми его и кушай. Вы можете дать мальчику в руку
обыкновенную сырую картофелину, которую он будет есть с величайшим
удовольствием. До сих пор еще испытуемого не заставляли говорить, но теперь
настал момент, когда его можно спрашивать, и он будет отвечать. Спросите,
понравилось ли ему яблоко. Если он тотчас ответит, то ему надо внушить, что
также хорошо может говорить, как и в бодрственном состоянии. Тогда мальчик,
ответит, что ему яблоко страшно понравилось, и он желал бы получить такое же
другое. Таким образом, вам удалось вызвать в мальчике иллюзию вкуса.
с) Воздействие на чувство обоняния.
Вы можете подвергать мальчика в течение некоторого времени разным испытаниям.
Можно, например, совершенно уничтожить у него чувство обоняния, так что он
может не почувствовать, когда ему поднесут к носу открытую склянку с
нашатырем. Мало тот, можно через внушение уверить его, что в склянке с
нашатырем одеколон, и он с наслаждением будет вдыхать этот запах.
т) Пользование обманом чувств.
Опыты чувств полезны только тем, что служат явным доказательством того, что в
человеческом мозгу есть сила высшая, чем та, которую мы может наблюдать в
обыденной- жизни. Эти обманы доказывают присущую гипнотизму правду и его
поразительную силу. Этим доказательством можно вполне удовлетвориться и не
пользоваться обманом чувств для зловредных целей.
у) Галлюцинация зрения.
Давши мальчику несколько минут отдыха и усыпивши его, как выше показано,
обратитесь к нему с такими словами: Когда ты откроешь глаза, ты можешь там в
углу, на кресле, увидать свою маму. Понятно, вы должны заранее удостоверится,
жива ли мать мальчика; Твоя мама пришла сюда посмотреть, чем ты занимаешься,
и ты будешь очень рад с ней встретится и поговорить. Как только откроешь
глаза, ступай в угол, где она сидит, и поговори с ней, а потом скажи мне, что
она тебе скажет. Открывай же глаза и ступай к ней! Мальчик встанет и пойдет,
глядя неподвижным взглядом в тот угол, где предполагается видеть мать. Смотря
по его характеру и наклонности, он будет вести длинный или менее
продолжительный разговор. Если он разговорчив от природы, то будет ей
предлагать всевозможные вопросы и выказывать большой интерес к ее ответам.
Таким образом вам-удается в чужом мозгу произвести такой d6pas,которого
совсем не было в действительности. Через это можно распознать разницу между
иллюзиями или обманом чувств, и галлюцинациями или явлениями во сне.
ф) Превращение сомнамбулизма в сон.
Теперь подойдите к мальчику, проведите руками по его глазам и прикажите ему:
Спи! Теперь ты, конечно, не будешь бояться гипнотизма и из расположения ко
мне тотчас же будешь засыпать, как только я буду класть руку тебе на голову и
приказывать: Спи! Более нет надобности подвергать тебя скучным опытам, ты во
всякое время дня будешь мгновенно засыпать, как только я того захочу и тебе
прикажу. Теперь иди опять на свое кресло, чтобы заснуть там глубоким сном, а я