либо заражает суггеренда своими эмоциями,
либо пытается вызвать у последнего полярные, противоположные эмоции. Первая
ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая - императивной.
Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами:
1. мимикой - выразительными движениями мышц лица (маска спокойствия, маска
печали, маска веселости);
2. пантомимой - выразительными движениями всего тела (поза горя, поза
гнева, поза радости);
3. вокальной мимикой - динамической стороной речи (интонация, тембр, ритм,
вибрато голоса);
4. экспрессией - выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку);
6. воображением - образным представлением определенных ситуаций (соревнования,
драка, пожар);
6. ритмостимуляцией - ритмическим сочетанием
следующих факторов: созерцания, заклинания,
встряски, музыки, дыхания (экстаз шамана);
7. декламацией - выразительным чтением стихотворных произведений (например,
монолога Хлопуши из поэмы С. Есенина Пугачев).
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком
информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза)
суггестор побуждает суггеренда вспоминать различные акты деятельного (сонного)
состояния. Однако память - это не только библиотека жизненного опыта
суггеренда, но это еще и мощный механизм, по законам которого суггестированная
информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его
сознания и подсознания в виде следов памяти.
Образование и закрепление следов памяти - сложный нейрохимический и
электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах
суггестивного воздействия. Суггестия - запоминаемый сигнал действительности в
мозгу суггеренда - движется по следующему маршруту: энграмма -
реверберация - консолидация.
1. Энграмма - это след памяти.
2. Реверберация - это гипотетический процесс, при котором информация,
полученная мозгом, первое время циркулирует по нему - передается от нейрона к
нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят
название гиппокампова круга (круга морского коня). Запись суггестированной
информации на мозговую пленку памяти осуществляется в виде
эхо-последействия, или, как говорят нейрофизиологи, эхо-магнитного
проторения
запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном
воспроизведении импульсных структур - рисунков возбуждения в сетях нервных
клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и
делает их, уже в импульсной перекодировке, своей собственностью. Он их
внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть
запоминание. Развертка -воспоминание. Происходит это в основном
бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые результаты.
3. Консолидация - переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в
долгосрочную (память прошлого) в результате изменения свойств (химических или
электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов.
Синоним консолидации - закрепление следов памяти.
Механизм образования и закрепления следов памяти об условном раздражителе при
суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии
наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственному)
полю восприятия, а при мысленной суггестии -- к суб- или экстрасенсорному
(под- или сверхчувственному) полю восприятия.
С понятием память тесно связано понятие представления. Представления
(зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) -
это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но
которые были восприняты ранее.
Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных
методик. Кроме того, укрощение памяти само собой приводит к одновременному
развитию внимания и эмоций.
Существует два основных метода развития памяти: 1. Механический метод (метод
механического заучивания).
а) метод мыслефото (аудиовизуальный метод). Сюда относятся следующие виды
упражнений:
- аутосуггестия сильной памяти;
- припоминание событий задом-наперед (прием обратной развертки);
- мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на экране внутреннего
видения;
- запоминание длинных рядов цифр и множества слов;
- запоминание длинных стихотворных произведении;
- запоминание