Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

хотите, даже

великие) суггесторы под видом религиозных учителей.

Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить

на спектр, то каждый участок спектра, в свою очередь, окажется суггестивной

ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика

каждой суггестивной роли.

1. Покровитель. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к вам

человек. Опора в бедах,утешение в страданиях, предмет благоговения...

2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к вам, но он

знаменит, обаятелен, пользу ется всеобщим восторженным восхищением.

3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Может быть, не является

кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Шевельнет пальцем -

и вас сотрут в порошок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти:

пытки, когда

смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы будете лояльны к Господину и

выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят,

обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему - и станете жить в

довольстве. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.

4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие

дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь

общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься

его советом - гляди, сядешь в лужу...

5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете

совершить невозможное. Хорошее или плохое - неважно. Виртуозный делец из- под

земли добывающий то, чего иным и не снилось;

виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что

угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами

субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине

души.

6. Удав. Это не Властитель не Господин хотя он прижелании может сделаться для

вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент

готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас,

топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И также приятно. Вы

боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни

на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.

7. Дьявол. В этой роли вы - олицетворенное зло.

Зло метафизическое зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном

отношении это божество с обратным знаком. Беспредельная ненависть ко всему

человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля,

разверзшаяся при землетрясении скелет с острой косой, садящийся за ваш

свадебный стол...

Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в

двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора

вместе с общим выражением лица, позой, жестами, голосом нечто выражают. А

именно - передают социально-психологическую роль взятую на себя суггесто-ром.

Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то

и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль,

превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти

это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает,

является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство.

Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а

уж затем индивидуализировать т. е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов

клюнет на какую суггестивную роль.

Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга

(PAT) - системы методов самовоздействия человека на свое поведение через

внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре

вышеозначенных ролей по заданным легендам - вымышленным сценариям.

Применяются следующие виды легенд.

1. Подготовительные (общеразвивающие) легенды.

Они предназначены для сбрасывания маски.

а) принятие вымышленного имени (новое имя);

б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять

выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым (выход из-за

двери);

в) танцы соло и в парах (непринужденный танец);

г) от одного угла помещения к другому - по диагонали - прошествовать как

угодно, но чтобы это было смешно (клоунский подход);

д) сказать