дитяти (Д). Дитя - зависимое, подчиняемое и
безответственное существо. Эта
позиция сохраняется от раннего возраста. Ее сильные стороны: раскованность,
творческие порывы, импульсная жизнерадостность, фантазия и любопытство.
Ее слабые стороны: пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость и
несдержанность.
2. Позиция родителя (Р): Родитель - напротив,
независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. Эта позиция
усваивается в детстве за
счет обожания старших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в
правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, способность
к покровительству и способность к защите слабого. Ее слабые, стороны:
безапелляционность, догматизм,
сознание превосходства и сознание права карать.
3. Позиция взрослого (В). Взрослый - умеющий считаться с ситуацией, понимать
интересы других и распределять ответственность между собой и ими. Эга позиция
складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и
накопления у него того, что называют житейской мудростью. Ее сильные
стороны: расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках и понимание
относительности догм. Ее слабые стороны: излишний скептицизм, скованность
(недостаток спонтанности), бедность фантазии и недооценка эмоциональной
стороны.
Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе
(пристройка снизу); в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным
(сверху); в позиции Взрослого - корректным и сдержанным (рядом). В случае
суггестивного контакта суггестор выступает в позиции Родителя или Взрослого, а
суггеренд по отношению к нему - в позиции Ребенка.
Будь человек лишен какой-либо из всех этих позиций, его поведение стало бы
неадаптивным: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным.
Однако в некоторую единицу времени, (по ходу контакта) ведущей является
какая-то одна из позиций: в следующий момент может возобладать другая. Этот
основополагающий принцип трансакционного анализа и является скрытой подосновой
суггестивного воздействия с-уггестора на суггеренда.
Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро
партнеров. При этом происходит интенсивный обмен явными и скрытыми
трансакциями.
Например:
Иванов: Зайдемте ко мне. Я живу. один. Выпьем горячего чайку... (Вы мне очень
нравитесь).
Петрова: Да, это было бы кстати - согреться чаем. (Вы мне тоже).
Из приведенного примера видно, что в позиции Взрослого партнеры контакта
обмениваются явными трансакциями. Содержание их приведено без скобок.
Одновременно в позиции Дитяти происходит взаимный вблтен скрытыми
трансакциями. Содержание их приведено в скобках.
Акт коммуникации у людей является частным случаем поведенческого акта. Схема
его структуры включает в себя четыре фазы.
1-я фаза - фаза взаимонаправленности. Она означает возникновение у партнеров
установки на внешнюю коммуникацию при одновременном отвлечении от внутренней
коммуникации.
2-я фаза - фаза взаимоотражения. Имеет форму ролевого обмена. Партнеры
принимают актуальные роли друг друга. Отображая партнера в своей голове,
человек схватывает его роли в данный момент и свою актуальную роль его
глазами.
3-я фаза - фаза взаимоинформирования. Имеет форму играния ролей. Пассивное
играние ролей - в соответствии с ролевыми ожиданиями партнера. Активное
играние ролей - вопреки его ролевым ожиданиям.
4-я фаза - фаза взаимоотключения. Потребность (возможность) свернуть общение.
Несмотря на строгие законы и правила общения, последнего как такового не
существует. Существует только игра в общение. Первым на этот постулат
натолкнулся Э. Берне - создатель трансакцонного анализа. В своей книге Игры,
в которые играют люди под рубрикой Развлечения он приводит стереотипы
современных разговоров - характерные водоворотики в потоке нашего общения.
Вот забава АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ: лейтмотив - дети совсем распустились, ума не
приложу, как быть. В соседней комнате подростки могут развлекаться за тортом
противоположной темой: КАК ТЫ ОБХОДИШЬ СВОИХ СТАРИКОВ или темой, еще более
популярной в их возрасте: ДАВАЙ РАЗБЕРЕМСЯ (во взаимоотношениях, в
радиотехническом устройстве, в смысле жизни и т. д.). Опять-таки дело - не в
том, чтобы серьезно вникнуть, например, в пресловутую проблему отцов и детей
или в тайну смысла жизни.