Просто так принято, и, поступая, как принято, люди обмениваются
поглаживаниями - благожелательными знаками внимания к партнеру. Это
поддерживает в них чувство принадлежности к единой группе, причем каждый
старается не ударить в грязь лицом, дабы не быть оттесненным к периферии
группы,
Знаменитый ритуал восьми поглаживаний, исполняемый нами ежедневно, выглядит
так.
Иван (Петру). Привет! (1-е поглаживание).
Петр. Здорово (2-е; дальнейший счет понятен).
Иван. Как дела?
Петр. Ничего, а у тебя?
Иван. Порядок. Погодка-то, а?..
Петр. Да-а... Дождя бы только не было.
Иван. Ну, будь.
Петр. Пока!
Увидя невдалеке нескольких беседующих мужчин, Вы вправе предположить, что они
заняты развлечением КТО ВЫИГРАЕТ (любимые и нелюбимые спортсмены, команды),
или АВТОМОБИЛЬ (мотоцикл, лодочный мотор - сравнительные достоинства разных
марок), или КАК СДЕЛАТЬ (как отциклевать пол, ускорить установку телефона в
квартире и т. п.), или НА УТРО ПОСЛЕ: о головной боли либо отсутствии оной
после принятого вечером ерша. Еще одна мужская забава: БРИАН-ГОЛОВА! Из
женских развлечений типичны ТРЯПКИ (комментарии излишни), КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ
(то же самое) или ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТАРЫМ ДОБРЫМ ЭН-ЭН? (На нем последнее
время лица нет, У нее после того случая были крупные неприятности). Из
общих развлечений наиболее характерны: ПСИХИАТРИЯ, ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ?, ГДЕ ЛУЧШЕ
ПРОВЕСТИ ЛЕТО, РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ, сколько стоит (во что обходится то или иное)?
Существует своеобразный повсеместный набор тем для игры в общение: 1. Темы
мужские.
а) футбол-хоккей;
б) автомобиль-бизнес;
в) политика-женщины.
2. Темы женские.
а) покупки-дети;
б) кулинарные рецепты-новости в семейной жизни
общих знакомых,;
в) болезни-мужчины.
3. Темы общие.
а) погода-нашумевший роман, фильм;
б) недостатки в системе обслуживания;
в) сенсации-новости медицины, педагогики;
г) международное положение.
В психологической литературе эти стандартные темы даже каталогизированы.
Вывод Э. Берне: в вышеназванной игре в общение косвенно, через стиль игры,
проявляется яркая индивидуальность человека и удовлетворяется его потребность
в общении. О том, что идет игра, мы догадываемся лишь в момент нарушения
кем-либо ее неписанных правил.
То обстоятельство, каким из вышеприведенных забав человек отдаст предпочтение
при игре в общение, целиком и полностью определяется его воспитанием.
Воспитание человека предполагает закрепление у него:
а) определенных социальных ориентации,
б) необходимых ценностных ориентации,
в) общественно полезных навыков - от навыков полноценного общения до навыков
труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.
Социальные ориентации
Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей
природе, а стало быть, ему присущи и собственно социальные потребности. К
ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в
человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в
занятии известного места в группе, в самосознании, т. е. ощущении своей
самости и отдельности от других).
В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности
в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.
1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности,
открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности
его психики), приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в
деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении - через
признание окружающими его полезности
и симпатичных черт его характера.
2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий
человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с
теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к
сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими
достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими
поклонники.
3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять
потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но
только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении
всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не
завоевал