авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к
самопожертвованию человек.
4. Активно-жесткая (эксплуататорская или садистическая) социальная
ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение
себе других, а потребность в самоутверждении - в подчеркивании своего
главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.
- 5. Пассивно-уступчивая (рабская, или пассивная) социальная ориентация.
Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться
(угодливость), а потребность в самоутверждении - за счет услужения наиболее
сильным или авторитетным субъектам в среде.
6. Накопительская социальная ориентация. Потребность в контактах человек
удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо
выгоду, а потребность в самоутверждении - в обладании материальными
ценностями, которые стремится приумножить.
7. Рыночная социальная ориентация. Потребность в контактах человек
удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют вес, высокий
престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в
самоутверждении - демонстрацией своей близости к некоторому избранному
кругу.
8. Отшельническая социальная ориентация.
Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится
ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении - в причастности
к узкому кругу своих и в определенном влиянии на этот круг.
Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка
являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не
только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном
уровне его личности.
Ценностные ориентации
Различают ценностные ориентации пяти уровней:
1. Ценности сугубо витального (непосредственно жизненного) уровня (вкусно
поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
2. Ценности межличностного уровня (пообщаться с близкими, поговорить по
душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т.
п.).
3. Ценности ментального (умственного, духовного) уровня (решить интересную
задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение,
скульптуру, техническое устройство и т. п.)
4. Ценности социального уровня (успех, видноеположение, известность).
5. Ценности духовного уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли
великих философов и творения великих художников, следовать в жизни
нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами
человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство,
искательство, совершенствование труда и быта людей).
Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка
среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
Навыки
Различают четыре разновидности устойчивых навыков:
1. Навыки личной гигиены.
2. Трудовые навыки.
3. Этические навыки.
4. Гражданские навыки.
5. Коммуникативные навыки.
Определенная завязь устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
Перед суггестором стоит задача - свободно владеть разговором с суггерендом на
любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему,
косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное - уметь заговорить с
суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п.
Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией.
Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие
суггеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое.
Собственное Я суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических
волнах разговора, который ведет суггестор.
Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные
формы тренировочного диалога.
1. Диалог-стычка. Многократно выполняя это упражнение, можно натаскаться
не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники
диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга
на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные
проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.
Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку,
в которой примут участие два