одним из следующих
факторов:
1. отношением человека к выполнению данных упражнений (его внутренним
настроем). Достижению успеха не способствует чрезмерная самоуверенность.
Эффекта нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужны
систематическая работа (умственные тренировки), терпение, волевые усилия;
2. успехом, достигнутым на ранней стадии тренировки, который может
дезориентировать человека в его отношении к занятиям, обусловить излишнюю веру
в себя и неумение преодолевать трудности;
3. плохими условиями самотренировки. Поэтому надо создавать спокойную
обстановку, исключающую внешние помехи, способствующую расслаблению. По мере
овладения методами аутесуггестии можно переходить к тренировке в реальных
условиях повседневной деятельности;
4. неправильным выбором метода аутосуггестии, не соответствующим
индивидуальной предпочтительности человека. Поэтому выбор аутосуггестивных
средств должен производиться с большой осторожностью при постоянном контроле
их эффективности;
5. особенностью проявления таких личностных качеств, как суггестабильность и
способность к воображению.
Аутогенная тренировка низших ступеней (А Т-1)
Общепризнанным создателем метода аутогенной тренировки (AT) является немецкий
невропатолог Иоганнес Генрих Шульц. Ему же принадлежит и сам термин
аутогенная тренировки. Появление AT как самостоятельного метода и самого
термина обычно связывается с публикацией Шульцем одноименной монографии
(1932), в последующем выдержавшей десятки переизданий. Основная заслуга Шульца
состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении
поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры возникает особое состояние сознания,
позволяющее путем аутосуггестии воздействовать на различные, в том числе
исходно непроизвольные, функции организма. Предложенная методика AT в отличие
от всех последующих модификаций получила название классической, а шесть
входящих в нее упражнений именуются стандартными упражнениями первой ступени
аутогенной тренировки (АТ-1). В соответствии с классической методикой началу
занятий всегда предшествует вводная лекция (беседа), в которой пациентам в
доступной форме разъясняются физиологические основы метода и эффекты, на
которые направлены те или иные упражнения. В беседе подчеркивается, что
мысленное повторение формул аутосуггестии, которые задаются суггестологом,
должны проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и
эмоционального напряжения. В окончательном виде формулы аутосуггестии по И. Г.
Шульцу сводятся к следующим:
Я спокоен, я совершенно спокоен - подготовительная фраза (вводная формула
успокоения).
1-е стандартное упражнение - вызывание ощущения тяжести в теле. Вслед за
суггестологом пациент мысленно (про себя) повторяет: Моя правая (левая) рука
(нога) тяжелая - условно по 6 раз 3-4 раза в день в течение 4-6 дней. Затем:
Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым. Упражнение осваивается в
течение 10-14 дней.
2-е стандартное упражнение - вызывание ощущения тепла в теле. После выполнения
1-го стандартного упражнения пациент вслед за суггестологом 5-6 раз повторяет:
Моя правая (левая) рука (нога) теплая. В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения
объединяются единой формулой: Руки и ноги тяжелые и теплые.
3-е стандартное упражнение - регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с
9-10-го занятия пациент мысленно повторяет: Сердце бьется мощно и ровно.
Предварительно испытуемые обучаются мысленно считать сердцебиения.
4-е стандартное упражнение - регуляция дыхания. После выполнения первых трех
упражнений пациент мысленно 5-б раз повторяет: Мое дыхание спокойное, дышится
легко.
5-е стандартное упражнение - влияние на органы брюшной полости. Выполняется
после предварительного разъяснения роли и локализации солнечного сплетения.
Формула аутосуггестии: Мое солнечное сплетение излучает тепло (12-14-е
занятие).
6-е стандартное упражнение - влияние на сосуды головы. Завершает гетерогенные
тренировки (15-17-е занятие). Пациент 5-6 раз повторяет: Мой лоб приятно
прохладен.
Итак, классическая аутогенная тренировка по И. Г. Шульцу (1964) охватывает
шесть тренировочных ступеней, каждая их которых направлена на определенную
функциональную область или систему органов тела: 1) мышцы, 2) кровеносные
сосуды, 3) сердце, 4) легкие, 5) органы пищеварения, 6) голову.
Устанавливая