- освоение АТ-1 существенно ускоряет
выздоровление. В таких случаях обучение АТ-1 более успешно при групповых
занятиях под руководством опытного суггестолога. При отсутствии такой
возможности самостоятельная работа остается весьма желательной.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ АУТОСУГГЕСТИИ
В этом разделе рассматривается основной невербальный метод аутосуггестии -
метод аутогенной тренировки высшей (психической) ступени (АТ-11).
Аутогенная тренировка высших ступеней (АТ-11)
С точки зрения современных представлений, введенное И. Г. Шульцем разделение
аутогенной тренировки на низшие и высшие ступени (или соответственно АТ-1
и АТ-П) является в значительной степени условным. Если упражнения первой
ступени создавались преимущественно в целях воздействия на
вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-П, И. Г. Шульц
ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных
нарушений.
Основу АТ-П составляет аутогенная медитация (от лат. meditatio - размышление,
созерцание). Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке
процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств
личности), на основе которых в последующем осуществляется образное
представление и нейтрализация аффективных переживаний. По И. Г. Шульцу,
приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных
упражнений, критерием которого является способность быстро входить (за 20-30
с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения в течение часа и
более. В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у
пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди
которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. облакообразным,
в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым,
статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при
закрытых глазах. Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным
этапом к аутогенной медитации и, по И. Г. Шульцу, должны продолжаться около 8
мес.
3 Затем обучаемые приступают к первому упражнению медитации, задачей которого
является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности,
какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2-4 нед. возможен
переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в
целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений (видение
заданного цвета), которые подсказываются суггестологом. Одновременно
стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности:
цвет-эмоциональные ощущения, например, оранжевый - ощущение тепла,
расслабления; черный - общая тревога и т. д. Длительность освоения второго
упражнения - до 4 мес.
5 Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале
изолированных предметов в обобщенном виде (например, стул вообще), а затем
конкретных предметов с их индивидуальными различиями (например, сломанный
стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих
отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В
отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длится
4-6 мес, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что
является одним из критериев успешности.
После того как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной
визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому
упражнению, сущность которого состоит в вызывании образных эквивалентов
абстрактных понятий, таких, как справедливость, счастье, истина,
свобода и т. п. Эти эквиваленты обычно глубоко индивидуальны, но всегда
поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие свобода
ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прериям, у других - с орлом,
парящим в облаках, у третьих - с небом и т. д. По мнению И. Г. Шульца,
конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить
бессознательное, хотя здесь речь, скорее, идет об особенностях мышления и
индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на
слово свобода скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании
- с чайкой и т. д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1-1,5 мес.
В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный