Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

этим воспользоваться. В такой ситуации нелишне как-то отреагировать.

Но этому не должны сопутствовать дурные чувства. В глубине души им

должны быть терпимы, сострадательны и терпеливы. Что же касается

поверхностного уровня, то следует принять соответствующие меры.

Наверное, это единственный выход из подобной ситуации.

Кроме этого, я могу посоветовать время от времени уезжать в места,

подобные Бодхгайе, - туда, где вы сможете получить наставления и где

созданы надлежащие условия для занятий практикой. Время от времени мы

должны получать дополнительный заряд. А затем можно возвращаться к

своей работе, учебе или любому другому роду деятельностиВместо того

чтобы тратить деньги и проводить отпуск на курорте, мы, к примеру,

можем отправиться в место, подобное этому, - туда, где можно освежить

свой ум. Это, как я думаю, весьма полезно. Это и есть срединный путь,

верный путь. Вот что я по этому поводу думаю.

Вопрос: Если человек рассматривает себя и все остальные явления

как лишенные собственного существования, самообусловленности, то

возможно ли в таком случае, избрав любой одушевленный или

неодушевленный предмет в качестве объекта своего наблюдения, присвоить

ему определенные качества посредством силы словесного или иного

обозначения, при том что эти качества оказались выявлены во время

нашего наблюдения этого объекта?

Его Святейшество: Это тот случай, когда суть выражения отсутствие

самообусловленного или собственного существования, понимается

неправильно. Полагая, что пустота означает полное отрицание

возможности функционирования вещей, мы при таком неверном понимании

пустоты, впадаем в крайность нигилизма. Таким образом, неумение

сообразовывать понятие пустоты и тот факт, что вещи все же

функционируют, приводит к возникновению ложных представлений. Именно

поэтому говорится, что значение пустоты должно осознаваться в рамках

причинно-зависимого возникновения.

Далее, поскольку значение понятия пустота должно толковаться в

контексте причинно-зависимого возникновения, взаимообусловленности

вещей, мы можем утверждать, что что-то чем-то обусловлено только в том

случае, если это что-то, эта некая данность, пребывающая от чего-то

в зависимости, существует. Следовательно, эта данность, эта основа

должна существовать. И тогда становится ясно, что, говоря о

причинно-зависимом возникновении, мы указываем на то, что вещи

функционируют. Причинно-зависимое возникновение доказывает отсутствие

собственного или самообусловленного существования вещей посредством

утверждения факта функционирования вещей в зависимости друг от друга.

Тот факт, что вещи функционируют, причем функционируют в зависимости

друг от друга, исключает возможность их независимого существования.

Это в свою очередь делает невозможным их собственное существование,

поскольку самообусловленность подразумевает их независимость.

Следовательно, понимание пустоты, то есть отсутствия некой формы

собственного существования, обладающего полной от всего

независимостью, сводится к осознанию явления взаимообусловленности

вещей.

Далее, точно так же, как можно сделать дедуктивный вывод о

пустотности вещей, исходя из факта их взаимообусловленности, мы можем

понять причинно-зависимое возникновение вещей из факта их пустотности.

Таким образом, отсюда следует вывод, что вещи функционируют потому,

что они обладают природой пустоты. Это в свою очередь означает то, что

карма и ее результаты реально существуют и обладают действенной

природой. Именно поэтому мы должны всегда знать, от чего следует

отказаться и как поступить лучшим образом.

Однако, хотя мы глубоко задумываемся о природе пустоты, об

отсутствии собственного или самообусловленного существования, то

проводя аналитический поиск обозначенного концептуальным мышлением

объекта и пытаясь отыскать в совокупности субстанциональных

составляющих некое я или самость объекта, мы это я обнаружить не

можем. Нам не удается выявить это я в том виде, в каком оно

представляется нашему обыденному уму. Мы видим это я или самость

вещей подобным образом только потому, что с безначальных времен

привыкли расценивать