вещи как нечто обладающее собственным
существованием.
Если наше восприятие этого я неким образом нарушится, то
существует опасность, что мы придем к заключению о том, что оно вовсе
не существует, в данном случае полезно изучить способ существования
вещей, которые в обиходе рассматриваются как. нечто ложное,
фальшивое. Следует изучить непротиворечие ложной природы этих
вещей факту их функционирования. Например, давайте изучим природу
зеркального отражения. Нет никаких сомнений в том, что это изображение
не то, чем оно кажется. Во всех отношениях оно не является той вещью,
которая отражается в зеркале. Таким образом, оно пустотно в отношении
этой вещи. Пустотно во всех отношениях, несмотря на производимое им
впечатление. Тем не менее, если эту вещь поместить перед зеркалом, при
наличии контакта вещи и зеркальной поверхностности, то несмотря на
всю его ложность, появляется определенное изображение. А когда
данный предмет мы отодвигаем в сторону, то, несмотря на то что в нашем
поле зрения все это время присутствовал некий ложный объект,
изображение исчезает. Это говорит о том, что ложность вещи не
исключает возможности ее функционирования или активности.
Данное рассуждение приведено для того, чтобы показать, каким
образом явление взаимообусловленности, причинно-зависимого
возникновения, может служить доказательством отсутствия собственного
существования вещей. Таким образом, осознание взаимообусловленности
вещей способствует искоренению обеих крайностей в мировосприятии
(этернализма и нигилизма). Когда мы ищем получивший некое обозначение
предмет и не находим его, то приходим к выводу, что собственного
существования нет как такого, что суть у вещей отсутствует. Если бы
такая суть существовала, то она была бы обнаружена, однако я ничего не
нашел. Если мы будем размышлять только таким образом, то у нас
сложится весьма однобокое представление о пустоте. Несмотря на то что
при подобном рассуждении оказывается выявлена одна из форм проявления
пустоты, утверждается, что данная разновидность пустоты не является
пустотой истинной. Истинная пустота - это пустота, познаваемая через
причинно-зависимое возникновение, взаимообусловленность вещей.
Если же такое понимание пустоты, как она трактуется Ачарьями
Буддхапалитой и Чандракирти (прасангиками), не обладает для кого-то
смыслом, то не стоит себя принуждать соглашаться с ним. Вполне
возможно, кому-то покажется более приемлемым толкование пустотности
истинного существования вещей в том виде, как оно подается школой
Сватантрика, которая лишь номинально признает факт существования вещей
за счет присущих им качеств и не разделяет представления прасангиков о
том, что вещи существуют лишь как обозначенные языковыми средствами
данности (то есть их существование ограничено данным именем). А
кому-то покажется, что наиболее адекватное толкование природы вещей
принадлежит школе Читтаматра, что в переводе означает школа
Только-Ума. Однако, какую бы точку зрения мы ни приняли, следует
удостовериться в том, что она противостоит или противодействует
давлению негативных эмоций и искажению представлений о подлинной
реальности. При этом не должен отрицаться тот факт, что вещи
функционируют и пребывают в зависимости друг от друга- Это крайне
важно. Мы должны иметь также в виду, что если первая точка зрения
покажется нам неприемлемой, то следует рассмотреть как возможную
альтернативу представления других школ - таких, как Сватантрика и
Читтаматра.
К пониманию пустоты необходимо прийти через отказ от двух крайних
подходов - этернализма и нигилизма. Это достигается двумя различными
способами. Крайность этернализма, связанная с переоценкой самостной
природы вещей, искореняется посредством умозаключения. Что касается
крайности нигилизма, то здесь основную роль играет личный опыт
человека. Таким образом, собираясь медитировать на пустоту, будьте
готовы в какой-то момент ущипнуть себя за руку. Если в тот момент,
когда вы решите, что постигли пустоту, у вас возникнет убеждение, что
вообще ничего не существует, то как следует себя ущипните. Именно
такой опыт поможет вам избавиться