Махаяны. Следует
воздержаться от употребления в пишу продуктов животного происхождения.
Вопрос: Нужно ли для того, чтобы постичь истину, прозвучавшую в
словах Будды, удаляться в ретрит, или этого можно достичь, живя в
человеческом сообществе и выполняя работу, связанную с оказанием
помощи другим существам?
Его Святейшество: В делом, если возможно совместить и то и другое,
то это лучше всего. Я думаю, что это самый практичный путь. Большую
часть года мы проводим среди других людей, поэтому нам следует вести
добродетельный образ жизни. Мы должны жить правильно, оставаясь
честными и искренними. Но уйти на две недели или на два-три месяца в
ретрит, забыть о мирской суете и полностью сконцентрироваться на своей
практике тоже полезно. Я думаю, что это лучший путь. Если, однако,
кто-то ощущает особое призвание к жизни отшельника, если кто-то
обладает талантом жить и заниматься практикой в полной изоляции от
человеческого общества и способен сделать особое усилие для достижения
хороших результатов, то это, конечно, уже совсем другое дело. В таком
случае, возможно, имеет смысл уединиться и посвятить себя полностью
практике. Однако такие люди являются редким исключением: быть может,
один-два человека на миллион.
Вопрос: Является ли основополагающее, базовое сознание постоянным
и независимым от других факторов? Может ли вообще что-то быть
постоянным и независимым?
Его Святейшество: Сознание - вечно. Его континуум не имеет конца.
Однако это не значит, что оно постоянно. Под постоянством понимается
факт неизменности. Если что-то постоянно, то это значит, что оно не
меняется от мгновения к мгновению. А сознание, разумеется, меняется. В
этом отношении оно непостоянно. Тем не менее сознание вечно. Его
континуум, его поток никогда не прервется.
Вопрос: Возможно ли при медитации на сознание проникнуть глубже,
уйти на более глубокий уровень, чем простое наблюдение, констатация
факта наличия этого сознания?
Ответ: В целом необходимо постичь условность природы сознания.
Путем сосредоточения на уме можно понять его природу. Когда это уже
постигнуто, когда здесь достигнута ясность, то можно приступить к
сосредоточению на абсолютной природе, изначальной природе ума.
Вопрос: Надежен ли Защитник Дордже Шугден? Ответ: Надежен ли
Гьячен (Дордже Шугден) или нет, для нас скрыто.
Это не относится к разряду тех вещей, которые легко узнать. Однако
создается впечатление, что он не пригоден к роли защитника. Поэтому
гораздо лучше про него забыть.
Видите ли, мы, буддисты, не нуждаемся ни в каких других
защитниках, кроме Будды, Дхармы и Сангхи. Они являются нашими
подлинными защитниками. Для того, чтобы иметь дело с так называемыми
гневными защитниками, мы сами должны достичь определенного уровня
внутреннего развития. Когда человек достигает некоторых результатов
или стабильности в своей йогической практике, особенно в йоге божеств,
и развивает в себе гордость этого божества, то он обретает способность
использовать различных защитников и божеств. Вот это правильный путь.
Но на настоящий момент вопросы о защитниках не принесут большой
пользы.
Глава 5
(Интервью, 1985 год)
Вопрос: Как следует выполнять практику почитания гуру и как
производить очищение от неблагих действий, накопленных по отношению к
своему гуру?
Его Святейшество: Наиболее распространенный метод практики
почитания гуру заключается в следующем: вы мысленно представляете гуру
и читаете его именную мантру (mtshan snags) или стослоговую мантру
(yig brgya). Для очищения от неблагих поступков, накопленных по
отношению к своему гуру, очень полезно делать простирания, сопровождая
это чтением Сутры Признания Тридцати Пяти Буддам. Это очень короткая
сутра, и она переведена на английский язык. Это один из
распространенных видов практики. Кроме того, можно выполнять практику
Дамциг Дордже. В данном случае мантра звучит так: ОМ А ПРАДЖНЯДХРИКА
А ХУМ. В любом случае чтение таких мантр очень благотворно и полезно.
Однако я думаю, что самое главное - это искренняя практика основных
учений Дхармы.