что-то полезное в тибетской культуре, например, в практике
тибетского буддизма.
Вопрос: Какие кармические закономерности должны быть осознаны и
подвергнуты очищению для того, чтобы решить - пусть хотя бы частично -
проблему обнищания, особенно в малоразвитых странах?
Его Святейшество: Конечно, как буддисты, мы верим в то, что при
формировании любой ситуации играют роль как внешний, так и внутренний
факторы. Возьмем, к примеру, проблему экономического процветания. В
настоящий момент тибетцы - это беженцы, которые осели в Индии и во
многих других странах мира. Они неплохо устроили свою жизнь. Я не
забыл о существовании нескольких тысяч тибетцев, чьи жизненные условия
оставляют желать лучшего. Они переживают сейчас очень трудный период и
наша обязанность им помочь. Однако в целом тибетцы вполне преуспели. У
них неплохо идут дела в сфере экономики.
На самом Тибете многие семьи подверглись истязаниям и побоям, у
них отняли имущество только потому, что кто-то счел их
представителями высшего класса. Но, несмотря на то что они лишились
своего хозяйства, им по-прежнему удается каким-то образом преуспевать.
Если у них осталось всего несколько коров, то эти животные начали
давать больше молока, причем лучшего качества. Несмотря на внешние
обстоятельства, на преследования со стороны новых властей, этим людям
удается жить в достатке. С другой стороны, некоторые бедные семьи,
получившие значительные дотации от китайцев, продолжают влачить жалкое
существование. Это означает, что здесь действуют иные факторы, факторы
внутреннего характера.
Когда человек сталкивается с благоприятными или неблагоприятными
обстоятельствами, мы, как правило, говорим: Ему повезло или Ему не
повезло. Однако это чересчур упрощенный подход: нельзя все объяснять
с позиций случайной удачи или неудачи. Даже с научной точки зрения
этого объяснения мало. Как только происходит какая-то неприятность, мы
тут же думаем: Вот не повезло!. Но ведь этого недостаточно для того,
чтобы объяснить, что же все-таки произошло. На все должна быть своя
причина. Подобным образом, считая, что преуспевшим в жизни людям
везет, мы упускаем из виду, что и на это должна быть своя причина.
Похоже, мы называем удачей тот фактор, который, находясь за рамками
внешних обстоятельств, обуславливает позитивный исход той или иной
ситуации. Но и этот фактор обусловлен определенной причиной - причиной
внутреннего характера, которую мы называем заслугой.
Так, изменения погодных условий и стихийные бедствия безусловно
определяются кармическими силами, действующими в жизни жителей данной~
местности. Существуют четыре внешних элемента: элемент земли, элемент
огня, элемент воды или жидкости и элемент воздуха или энергии. Кроме
этого, мы говорим о четырех внутренних элементах, связанных с чувством
гнева, желанием и невежеством. Несмотря на то, что прямой связи не
существует, все же поведение каждой личности каким-то образом связано
с изменениями внешних условий или тем, что происходит в окружающей
среде. Короче говоря, любое стечение обстоятельств характеризуется
двумя группами факторов ? факторами внешними и факторами внутренними.
Для того чтобы изменить ту или иную ситуацию, нужно провести работу
как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Должны произойти и
внешние, и внутренние изменения.
Вопрос: Почему события, происходящие на Тибете, так мало
освещаются в развитых странах, даже несмотря на зверства, чинимые там
китайскими оккупантами? И еще, какую позицию Тибет занимал в годы
Второй мировой войны?
Его Святейшество: Что касается первого вопроса, то несмотря на все
наши скромные усилия, информация о ситуации, сложившейся на Тибете, не
достигает широкой аудитории. К счастью, китайцы открыли тибетские
границы для иностранных журналистов и обычных посетителей. Несмотря на
то что гостям дозволено там находиться очень недолго и их маршрут
заранее определен, а в поездке их сопровождают китайские гиды,
создается впечатление, что многим из них удается-таки понять, какова
же реальная ситуация на Тибете. В результате этого информация о Тибете
сегодня становится в некоторой