степени более доступной, однако этого
по-прежнему недостаточно.
В 1959 и 1960 годах мы обращались с петициями в ООН, в связи с чем
по тибетскому вопросу были приняты три резолюции. Но в мировом
масштабе, на уровне общественности, очень мало кому известно о
тибетской трагедии. Она не вызывает у людей особого интереса. Честно
говоря, то, что западные правительства проявляют в наши дни интерес к
Тибету, скорее вызвано их антикоммунистической или антикитайской
политикой, чем искренним желанием помочь тибетскому народу. Изначально
США. и страны Западной Европы занимали протибетскую позицию, в то
время как Советский Союз и страны Восточного блока находились в
оппозиции. Последние относились к тибетскому вопросу, как к каким-то
страстям, разжигаемым кучкой реакционеров.
Однако в семидесятые годы ситуация изменилась. Американцы, которых
китайцы в свое время считали заклятыми врагами, неожиданно стали им
друзьями, а Советский Союз, некогда лучший друг, - врагом. Таким
образом, произошла политическая перестановка сил. Возможно, именно это
и послужило причиной того, что многие страны изменили свои взгляды на
тибетский вопрос. С течением времени советский подход к тибетской
проблеме тоже начал меняться. Например, сегодня в советских
официальных документах антикитайское восстание 1959 года значится как
народное освободительное движение.
Кроме того, в настоящее время растет интерес к тибетскому
буддизму, к его медицинским традициям, к культуре тибетского народа.
Ни у кого не оставляет сомнения справедливость требований тибетцев.
Это привело к тому, что информация о Тибете и его народе становится
достоянием более широких кругов общественности. И все же нужно
информировать большее количество людей об истинной ситуации на Тибете.
Если китайцы сделают что-то полезное для тибетского народа, то такая
информация будет только приветствоваться. Но если они будут причинять
ему зло, если их действия будут носить разрушительный характер, то и
эту информацию следует сделать достоянием мировой общественности. Люди
должны узнать об этом.
Такова уж природа человеческих взаимоотношений: те, кто слабее и
меньше, всегда оказываются под пятой у тех, кто сильнее; малые страны
всегда угнетаются более крупными. Не избежал этой участи и Тибет.
Однако с точки зрения морали неправильно рассуждать об этом со
стороны. Нельзя абстрактно подходить к этой проблеме.
А теперь перейдем ко второй части вашего вопроса, касающейся
позиции, которую Тибет занимал во время Второй мировой войны. Видите
ли, тогда я был еще маленьким мальчиком и большую часть времени
проводил за книгами, заучивая наизусть наиболее трудные тексты. Люди,
занимающие ответственные посты в тибетском правительстве, были
поглощены своими собственными мелкими проблемами, какими-то рутинными
делами. Так что по крупному счету они не знали о том, что творится в
мире. Тем не менее в какой-то момент правительство Тибета заявило о
своей твердой позиции нейтралитета. Это произошло, когда японцы,
оккупировав Бирму, начали приближаться к Индии, особенно к ее границе
с Ассамом. Одновременно они угрожали Китаю со стороны Маньчжурии. У
союзников возникла идея проложить дорогу к китайской провинции Юннань
через Ассам. Это дорога, разумеется, должна была бы пролегать через
территорию Тибета. Они обратились за разрешением к тибетскому
правительству. Тибетское правительство ответило отказом, мотивируя это
своей позицией нейтралитета. Но в конце войны тибетцы отправили
специальную делегацию, с тем чтобы передать свои поздравления
союзникам. Так что до сих пор не ясно, насколько твердой на самом деле
была наша позиция нейтралитета во время войны. В любом случае, это все
дела давно ушедших лет.
По-моему, в этом году выходит в свет книга по официальной истории
Тибета. В ней будет очень много документов. Я думаю, что она окажется
полезной для тех, кто интересуется вопросами такого рода. Это должно
способствовать углублению знаний о Тибете и его истории, служить
источником новых доказательств справедливости наших требований.
Вопрос: В течение последних трех лет, с того момента как ушел