Венец жизни
САНТ КИРПАЛ СИНГХ ДЖИ МАХАРАДЖ
ВЕНЕЦ ЖИЗНИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЙОГЕ
Посвящается
Всемогущему Богу, работающему через всех Мастеров, которые приходили, и Баба
Саван Сингху Джи Махарадж, у чьих лотосовых ног пишущий впитал сладкий эликсир
святого Наама Слова.
1 издание - 1961, Рухани Сатсанг, Дели
2 издание - 1965
3 издание - 197О
4 издание - 1971
5 издание - 1973
6 издание - 198О
Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ *
1. Йога: Введение *
1.1. Что такое врити *
1.2. Душа и Сверхдуша *
1.3. Пракрити, или материя *
1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами *
1.5. Деление творения в соответствии с кошами *
2. Йог видья и йог садхана Путь йоги в теории и практике *
2.1. Базис древней йоги *
2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги *
2.3. Аштанг Йога и современный человек *
3. ФОРМЫ ЙОГИ *
3.1. Мантра Йога, или Йога Произнесения *
3.2. Хатха Йога *
3.3. Лайя Йога *
3.4. Раджа Йога *
3.5. Джнана Йога, или Йога Знания *
3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности *
3.7. Карма Йога, или Йога Действия *
3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите *
3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев *
3.10. Йога и внешние науки *
4. АДВАЙТИЗМ *
4.1. Я - базис сознательной жизни *
4.2. Природа творения *
4.3. Я или атман *
4.4. Природа Я *
4.5. Индивидуальное знание и сознание *
4.6. Знание и его источники *
4.7. Природа Брахмана *
Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги *
5. СУРАТ ШАБД ЙОГА Йога Небесного Звукового Потока *
5.1. Звуковой Поток *
5.2. Краеугольные камни *
5.3. Совершенная наука *
5.4. Мастер *
6. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ *
6.1. Древняя религиозная мысль: индийская, китайская и иранская *
6.2. Христианство *
6.3. Ислам *
6.4. Сикхизм *
7. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ *
7.1. Розенкрейцерство, теософия и движение Я есть *
7.2. Христианская Наука и Субуд *
7.3. Спиритизм и спиритуализм *
7.4. Гипноз и месмеризм *
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ *
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными
вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе. Но при попытке
ответить им систематическим и исчерпывающим образом оно выросло в нечто большее,
чем первоначальное намерение. В его теперешнем виде оно, я надеюсь, будет
полезно не только тем, чьи вопросы сперва привели к его написанию, а вообще всем
ищущим, которые хотят понять, что такое йога, разнообразие ее форм, их
соответственные способы действия и духовную эффективность.
В наш век публикаций нет недостатка в книгах по йоге. Однако, если тщательно
изучить их, то можно обнаружить, что большинство из них ограничивается тем или
иным направлением. Они либо трактуют ее прежде всего как систему АСАН и
физических упражнений, либо как абстрактную и высоко монистическую систему
мысли, исходящую из единства всего существующего, и полное единство
индивидуальной души и Сверхдуши. В каждом из случаев взгляд на йогу является
неполным, превращающим ее из практического способа духовного подъема и единения
с Абсолютом в систему физической культуры или в школу (или группу школ)
философии.
Чтобы избежать возможности такой ошибки, фокусирующим пунктом всех дискуссий в
этом исследовании будет оставаться конечная цель всякой йоги: единение с Высшим
Господом. Все важные формы йоги, как древние, так и современные, анализируются
по порядку; объясняются и обсуждаются их упражнения, а также тот уровень, до
которого каждая из них может довести нас на пути к конечной цели. Это последнее,
возможно, легче всего вызывает недоразумение и представляет наиболее
запутывающий аспект сравнительного исследования по йоге. Характерным для
мистического опыта является то, что душа, когда она поднимается на план, более
высокий, чем тот, к которому она привыкла, склонна (при отсутствии высшего
руководства) ошибочно принимать более высокий план за наивысший - Царство
Абсолюта. И таким образом мы обнаруживаем, что большинство йог, доведя нас до
определенной точки во внутреннем путешествии, ошибочно считает ее концом, а
относительную реальность провозглашает абсолютной.
Единственным способом, с помощью которого мы можем эффективно оценить
сравнительную духовную ценность каждой формы йоги и избежать таким образом
существующей путаницы, является принятие в качестве нашего стандарта самой
высокой формы йоги, чья эффективность абсолютна, а не относительна. Этому
стандарту удовлетворяет Сурат Шабд Йога, известная также как Сант Мат (или путь
Сантов, или Учителей этой мистической