Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

основных принципов. ДЖИВА, или

индивидуальная душа, хотя внутренне имеет ту же самую сущность, что и Бог,

заключена в разум и материю. Душа, обусловленная миром

времени-пространства-причины, имеет лишь несовершенное восприятие и не может

видеть реальность АТМАНА, или Божественную Основу, в которой она покоится и из

которой получает свою светоносность. В то время как АНТАХКАРАН, или разум - это

отражатель, Атман - это осветитель, свет которого отражается через чувства,

воспринимающие мир. Мир является соединением видящего и видимого.

Непривязанность к этому соединению - это освобождение , а совершенное понимание

- средство освобождения. Таким образом, спасение заключается в изоляции видящего

от видимого, совершенной непривязанности субъективного ко всему объективному:

физическому, ментальному и причинному, чтобы Я, или видяший, могло видеть себя

в своей собственной светимости, или СВЕТЕ ПУСТОТЫ, как это называется.

Чтобы освободить индивидуальную душу от оков разума и материи, йога настаивает

на 1) концентрации, 2) активном усилии или старании, которое включает преданное

выполнение упражнений и умственной дисциплины. Наивысшей формой материи является

ЧИТ, неизмеримой глубины озеро подсознательных впечатлений, и цель йоги

заключается в том, чтобы освободить внутреннего человека, или дух, от этих оков.

Именно наиболее тонкий и разреженный элемент материи составляет чит, или малое

я (эго) человека. Будучи само по себе лишенным сознания, оно подвергается

видоизменениям под воздействием трех ГУН. У него есть также способность

сжиматься и расширяться в соответствии с природой тела, в которое оно время от

времени помещается, или в зависимости от окружающих обстоятельств.

Хотя этот ЧИТ, или разум, кажется внешне связанным в каждом индивидууме,

фактически он является частью всепроникающего всеобщего разума. Системы йоги

нацелены на трансформацию ограниченного и обусловленного разума в беспредельный

и необусловленный Всеобщий Разум путем развития САТВА-ГУНЫ (чистой) и подавления

гун РАДЖАС (активной) и ТАМАС (тупой). В этом состоянии йоги достигают

всезнания, будучи едиными со Всеобщим Разумом (БРАХМАНДИ, или НИДЖ МАНАС). Чит -

это отражающее зеркало души и существует для ЧАЙТАНМАЙЯ, или оживления материи

душой, которая является самосветящейся и в чьем духовном свете происходит все

восприятие, включая свет знания, ментального и супраментального. Подсознательные

впечатления в чит являются причиной желаний и интереса, которые, в свою очередь,

создают потенции, ведущие к личности, приводя этим в бесконечное движение колесо

мира. Когда однажды душа освобождается от ЧИТ, МАНАС, БУДХИ и АХАНКАР, она

становится самой собой, деперсонализованной и лишенной желаний. Это - великое

освобождение, которое йога обещает йогам. При этом отделении от четырехкратных

оков разума воплощенная душа (ДЖИВА) становится освобожденной душой (АТМАН),

неиндивидуализированной, самосветящейся, и достигает реализации как таковой.

Следовательно, наивысшей целью йоги является Самопознание.

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги

Искусство йоги - долгое, извилистое и трудное. Реальное Я спрятано в дебрях

разума - в МАЛ, АВАРАН И ВИКШЕП, то есть грязи или нечистотах, незнании истинных

ценностей жизни и постоянных модуляциях, или колебаниях в ЧИТ. Умственный пласт

нужно, таким образом, очистить от них всех, а затем, пристально вглядываясь и

проникая сквозь него, найти божественную природу Я, или АТМАН. Чтобы

достигнуть этого, нужно побороть желания, развить неподвижность мысли,

культивировать такие добродетели, как целомудрие, воздержание, умеренность,

праведность и т.д., и развить ВАЙРАГЬЯ, то есть непривязанность.

Чтобы преодолеть эти препятствия и реализовать Я, Патанджали дает детально

разработанный путь, который он называет АШТАНГ ЙОГА, предусматривающий

восьмиричный метод, состоящий из: 1) ЯМА, 2) НИЯМА, 3) АСАНА, 4) ПРАНАЯМА, 5)

ПРАТЬЯХАРА, 6) ДХАРНА, 7) ДХИАН и 8) САМАДХИ.

2.2.1. Яма и Нияма

ЯМА: термин ЯМА буквально означает выгнать, извергнуть, выбросить или устранить.

Он означает воздержание от пороков и от любых злых мыслей или восприятия любых

негативных впечатлений, которые могут ослабить разум и волю.

НИЯМА: термин НИЯМА, наоборот, обозначает принятие, культивирование, выполнение

и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей

как своей системы.

Таким образом, два этих слова означают одновременно и отказ от зла, и принятие и

неутомимое