основных принципов. ДЖИВА, или
индивидуальная душа, хотя внутренне имеет ту же самую сущность, что и Бог,
заключена в разум и материю. Душа, обусловленная миром
времени-пространства-причины, имеет лишь несовершенное восприятие и не может
видеть реальность АТМАНА, или Божественную Основу, в которой она покоится и из
которой получает свою светоносность. В то время как АНТАХКАРАН, или разум - это
отражатель, Атман - это осветитель, свет которого отражается через чувства,
воспринимающие мир. Мир является соединением видящего и видимого.
Непривязанность к этому соединению - это освобождение , а совершенное понимание
- средство освобождения. Таким образом, спасение заключается в изоляции видящего
от видимого, совершенной непривязанности субъективного ко всему объективному:
физическому, ментальному и причинному, чтобы Я, или видяший, могло видеть себя
в своей собственной светимости, или СВЕТЕ ПУСТОТЫ, как это называется.
Чтобы освободить индивидуальную душу от оков разума и материи, йога настаивает
на 1) концентрации, 2) активном усилии или старании, которое включает преданное
выполнение упражнений и умственной дисциплины. Наивысшей формой материи является
ЧИТ, неизмеримой глубины озеро подсознательных впечатлений, и цель йоги
заключается в том, чтобы освободить внутреннего человека, или дух, от этих оков.
Именно наиболее тонкий и разреженный элемент материи составляет чит, или малое
я (эго) человека. Будучи само по себе лишенным сознания, оно подвергается
видоизменениям под воздействием трех ГУН. У него есть также способность
сжиматься и расширяться в соответствии с природой тела, в которое оно время от
времени помещается, или в зависимости от окружающих обстоятельств.
Хотя этот ЧИТ, или разум, кажется внешне связанным в каждом индивидууме,
фактически он является частью всепроникающего всеобщего разума. Системы йоги
нацелены на трансформацию ограниченного и обусловленного разума в беспредельный
и необусловленный Всеобщий Разум путем развития САТВА-ГУНЫ (чистой) и подавления
гун РАДЖАС (активной) и ТАМАС (тупой). В этом состоянии йоги достигают
всезнания, будучи едиными со Всеобщим Разумом (БРАХМАНДИ, или НИДЖ МАНАС). Чит -
это отражающее зеркало души и существует для ЧАЙТАНМАЙЯ, или оживления материи
душой, которая является самосветящейся и в чьем духовном свете происходит все
восприятие, включая свет знания, ментального и супраментального. Подсознательные
впечатления в чит являются причиной желаний и интереса, которые, в свою очередь,
создают потенции, ведущие к личности, приводя этим в бесконечное движение колесо
мира. Когда однажды душа освобождается от ЧИТ, МАНАС, БУДХИ и АХАНКАР, она
становится самой собой, деперсонализованной и лишенной желаний. Это - великое
освобождение, которое йога обещает йогам. При этом отделении от четырехкратных
оков разума воплощенная душа (ДЖИВА) становится освобожденной душой (АТМАН),
неиндивидуализированной, самосветящейся, и достигает реализации как таковой.
Следовательно, наивысшей целью йоги является Самопознание.
2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги
Искусство йоги - долгое, извилистое и трудное. Реальное Я спрятано в дебрях
разума - в МАЛ, АВАРАН И ВИКШЕП, то есть грязи или нечистотах, незнании истинных
ценностей жизни и постоянных модуляциях, или колебаниях в ЧИТ. Умственный пласт
нужно, таким образом, очистить от них всех, а затем, пристально вглядываясь и
проникая сквозь него, найти божественную природу Я, или АТМАН. Чтобы
достигнуть этого, нужно побороть желания, развить неподвижность мысли,
культивировать такие добродетели, как целомудрие, воздержание, умеренность,
праведность и т.д., и развить ВАЙРАГЬЯ, то есть непривязанность.
Чтобы преодолеть эти препятствия и реализовать Я, Патанджали дает детально
разработанный путь, который он называет АШТАНГ ЙОГА, предусматривающий
восьмиричный метод, состоящий из: 1) ЯМА, 2) НИЯМА, 3) АСАНА, 4) ПРАНАЯМА, 5)
ПРАТЬЯХАРА, 6) ДХАРНА, 7) ДХИАН и 8) САМАДХИ.
2.2.1. Яма и Нияма
ЯМА: термин ЯМА буквально означает выгнать, извергнуть, выбросить или устранить.
Он означает воздержание от пороков и от любых злых мыслей или восприятия любых
негативных впечатлений, которые могут ослабить разум и волю.
НИЯМА: термин НИЯМА, наоборот, обозначает принятие, культивирование, выполнение
и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей
как своей системы.
Таким образом, два этих слова означают одновременно и отказ от зла, и принятие и
неутомимое