также предписывал своим последователям благородный
Восьмиричный Путь Праведности, включающий в себя правильные взгляды (знание),
правильные стремления (решительность), правильную речь, правильное поведение,
правильный образ жизни, правильное усилие (старательность), правильный склад ума
(мышление и восприятие) и правильное созерцание (поглощенное внимание), а прежде
всего он придавал огромное значение правильной компании или обществу святых,
борцов за Истину и воскресителей веры, которые, благодаря процессу осмоса
(инфильтрации), вселяют веру и поклонение в умы ищущих.
Биккху Буддараккита, описывая современным читателям МАДЖХИМА ПАТИПАДА, или
Срединный Путь, Золотое Средство между двумя крайностями потворства своим
слабостям и умерщвления своей плоти, дает нам буддийский курс развития и
дисциплины посредством БХАВА, а именно:
Шила Бхавна, или этическая чистота.
2. Чита Бхавна, или умственная чистота.
3. Прагна Бхавна, или интуитивное озарение.
Этот же автор настаивает на необходимости развития ШИЛА, или морального
очищения, как основы всего остального, будь то в мирской жизни или в духовном
продвижении. Будда заявлял, что истинно добродетельные извлекают пять выгод:
хорошее богатство с помощью прилежания, доброе имя за границей, почтение во всех
собраниях, ясное сознание до конца и перерождение со счастливой судьбой.
Основным минимумом буддиста-мирянина являются пять заповедей, или ПАНЧ ШИЛА,
способствующие правильному поведению, одному из важных шагов в описанном выше
восьмиричном пути. Это - воздержание от убийства, воровства, половой
распущенности, лжи и питья опьяняющих напитков и вместе с тем соблюдение
положительных добродетелей: МАЙТРИ (дружественность ко всем), ДААН
(благотворительность), БРАХМЧАРИЯ (целомудрие), приверженность истине и
трезвенность. В Панч Шила Будды мы находим точную параллель Яма и Нияма,
предписанных древними.
Шила, или процесс очищения, покоится на двух основах: ХИРИ - совести, и ОТТАППА
- стыде; так как одно отвергает зло из уважения к себе и совестливости, и
соблюдает уважение к другому; а другое боится порицания и осуждения. В
результате развивается скромность вместе с прямотой и пристойностью. Эта истина
из буддизма справедлива также и для джайнской мысли, которая предписывает пять
великих обетов - ненасилия, не-воровства, не-жадности, правдивости и целомудрия.
Это двоякое ударение на Яма и Нияма не является особенностью древнеиндийской
мысли. Оно должно соблюдаться среди всех людей, которые когда бы то ни было
активно искали религиозный опыт. Так, когда мы изучаем развитие иудейской и
христианской мысли, мы встречаем то же явление. Моисей изложил десять заповедей,
указав на слабости, которых следует избегать, а именно: поклонение богам и
божествам, создание изображений, представляющих Бога, повторение имен Бога всуе,
осквернение субботы, непочтительность к родителям, совершение ужасных
преступлений, таких как убийство, супружеская измена и воровство, и, наконец,
социальное зло лжесвидетельства и зависти соседу на дом, жену и имущество.
(Исход, 2О:4-17). Иисусу осталось дополнить картину, когда он подчеркнул
добродетели, которые нужно развивать, в своих десяти заповедях: простота духа,
раскаяние, кроткость, голод и жажда справедливости, милосердие, чистота сердца,
миротворчество, терпение преследования ради справедливости и молчаливое
перенесение всякого рода оскорблений и клеветы (Матфей, 5:1-11). Он справедливо
заявлял:
Я пришел не нарушить закон, но исполнить.
Учение Ислама делает ударение на ШАРИАТ (моральное предписание), ТАУБА
(раскаяние), ФАКР (самоотречение), ТАЗКИЯ-И-НАФС (подчинение чувств), ТАВАКАЛ
(вера в Бога), ТАВХИД (единство) и ЗИКР (духовная дисциплина); а сикхские Гуру
(предписывающие культивирование основных добродетелей как целомудрие, терпение,
понимание, знание, страх Бога, аскетизм, любовь и сострадание), пришедшие
намного позднее, обнаруживают подобную же систему. Гуру Нанак, вкратце, поместил
истинную жизнь выше всего иного:
Истина превыше всего,
Но еще выше истинная жизнь.
Шри Раг
Нетрудно понять, почему это должно быть именно так. Чтобы быть способным
прогрессировать духовно, покой и гармония разума абсолютно необходимы. Пока
остаешься рабом того или иного желания, такая гармония невозможна. Поэтому надо
искоренить все желания, уводящие я от этой гармонии. Но природа не терпит
пустоты, и то, что истинно для физических явлений, истинно и для
психологических.