Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

Единственный путь очистить разум от его негативных и

разрушительных импульсов - заменить их позитивными и интегрирующими. Однако,

культивируя САДАЧАР, искатель истины должен помнить, что это только средство, а

не цель, и, зная это, идти за его пределы к духовной цели. Свами Вивекананда,

проанализировавший этот процесс c большой ясностью в Тайне труда, излагает это

так:

Вы должны помнить, что свобода духа является целью всех йог... Золотая цепь -

такая же цепь, как и железная. В моем пальце колючка, и я использую другую,

чтобы вынуть первую, а когда я выну ее, я выброшу обе... Так, плохие склонности

должны быть нейтрализованы хорошими, и плохие впечатления разума должны быть

устранены свежими волнами хороших, пока все злое не исчезнет или не будет

покорено. Так ПРИВЯЗАННЫЙ становится НЕПРИВЯЗАННЫМ.

2.2.2. Асаны

Термин АСАНА означает сидение, позу и положение при выполнении йоговской

тренировки. Это другая внешняя помощь в йоговской практике. Асана должна быть

устойчивой, твердой, приятной и комфортабельной, чтобы держать тело неподвижным,

но бодрствующим во время йоговской тренировки.

В Шветашветaра Упанишад 2:8 сказано:

Держи верхние части: грудь, шею и голову, прямыми, и покори в сердце чувства

вместе с разумом. Мудрый с плотом Брахмана пересекает все мощные течения мира.

Подобно этому, в Бхагават Гите 4:11-14 процедура изложена следующим образом:

На чистом месте он должен устроить для себя сидение, не слишком высокое, не

слишком низкое, и покрытое тканью, шкурой оленя или травой куша. На этом сидении

он должен усесться с направленной мыслью, со сдержанными действиями разума и

чувственных инструментов, и для очищения духа работать над Правилом.

Твердо держа туловище, голову и шею в неподвижном равновесии, глядя на кончик

своего носа и не глядя вокруг себя, спокойный духом, лишенный страха,

пребывающий под обетом целомудрия, со сдержанным разумом и мыслью, установленной

на мне, пусть сидит так тот, кто под Правилом и вручен мне.

Термин АСАНА буквально означает ЛЕГКИЙ и КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ. Патанджали предписывал

простую и приятную позу (Йога Даршана, 2:46). Та поза - лучшая, которая дает

возможность изучающему йогу оставаться неподвижным долгое время: два-три часа

подряд с легкостью и без усилий, с целью устранить телесные реакции и растворить

разум в созерцании. Уравновешенность в асане дает спокойствие телу, а оно, в

свою очередь, разуму. Теоретически говоря, по традиции, есть столько же асан,

сколько видов живых существ в мире, то есть 84ООООО, но из них только 84 важны и

четыре общеприняты как основные и очень ценные:

1) СУКХ АСАНА. Это означает легкая и комфортная, так как она приятна для

выполнения. Она состоит просто в сидении со скрещенными ногами, засунув левую

стопу под бедро правой ноги и с открытыми ладонями на коленях, сделав круг

кончиками большого и указательного пальцев.

2) СИДХ АСАНА. Этот термин означает дисциплинированную позу или позу

совершенства, достижения. Она состоит в сидении со скрещенными ногами и,

вдобавок к предыдущей, следует поместить правую стопу на левую голень с пятками

напротив лобковых костей, без какого-либо давления на половые органы, ладони

лежат одна на другой. Она очень полезна для достижения СИДДХИ - йоговских сил,

отсюда название - СИДХ АСАНА. Она очищает вены и артерии, снабжая свежей кровью.

Она укрепляет сердце и легкие, делает дыхание глубоким и медленным, регулирует

пищеварительную систему и излечивает болезни вроде простуд, лихорадок и

сердечных расстройств.

3) ПАДАМ АСАНА. Это поза лотоса, как подразумевает само название. В этой позе

ноги образуют лепестки лотоса, когда они скрещены. Это достаточно трудная поза

для людей с жесткими суставами, но очень важная для практики Хатха Йоги. Она

известна также как АНАНД АСАНА, так как она дает предвкушение покоя и блаженства

и склоняет к созерцанию. Она излечивает человека, выполняющего ее, от всех

болезней и освобождает организм от расстройств, отравления и токсинов. Она

избавляет человека от лени, вялости и умственной слабости.

4) СВАСТИКА АСАНА. (счастливая или благоприятная поза). Она имеет все

добродетели ее имени.

Для целей духовного развития Сукха или Сидха Асана подходят превосходно.

Кроме них, некоторые из хорошо известных асан таковы: ГАУ АСАНА (поза коровы),

СИМХА АСАНА (поза льва), ВАДЖРА АСАНА (поза молнии), ХАЛ АСАНА (поза плуга),

ШИРШ АСАНА (стойка на голове), САРСАНГ АСАНА (стойка на плечах), ДХАНУР АСАНА

(поза лука), ШАВА АСАНА