меньше
- победе над чувствами.
Правило золотой середины, относящееся ко всему, применимо также к упражнению.
Понимающий садхак не будет ни рассеивать свои энергии в сверхнапряженном
упражнении типа поднятия тяжестей, бега, прыжков в высоту или в длину, ни
притуплять их до летаргии. Короче, умеренность и простота должны быть лозунгами
его жизни.
Те, кто специализируется в Хатха Йоге или также в Прана Йоге, далее
устанавливают следующие условия своей повседневной жизни:
а) уединенное место на умеренном уровне;
б) крытая соломой хижина, желательно квадратная по форме, среди естественного
пейзажа и зелени;
в) в ней должна быть кирпичная или деревянная платформа (такхат) для сидения;
г) сидение должно быть покрыто пальмовыми листьями или сухой травой, шерстяным
ковром или шкурой оленя;
д) место должно быть выбрано так, чтобы иметь ровный, умеренный климат круглый
год;
е) нужно упражнять тщательную умеренность в диете и напитках, желательно одну
порцию овсянки в день;
ж) никому постороннему не должно разрешаться посещать святыню.
ГХЕРАНДА САМХИТА, хорошо известный трактат по йоге, дает детальное описание асан
и связанных с ними практик, то есть МУДРА и БАНДХА. МУДРА - это закрытые позы, а
БАНДХА - фиксированные позы. Первые, будучи психофизическими по природе, обычно
называются ЖЕСТАМИ, а вторые, будучи чисто физическими по природе, являются лишь
СОКРАЩЕНИЯМИ МЫШЦ и используются как уловки для удержания пран в определенных
местах.
В то время как есть достаточно большое число мудра, бандха немногочисленны.
Хорошо известные мудры, или жесты, таковы: 1) МАХА МУДРА (великий жест), МАХА
БАНДХА, 3) МАХА ВЕТХА, 4) УРГЬЯН (УДЛЬЯМ), 5) КХЕЧАРИ (движение в пустоте), 6)
ВАДЖРОЛИ, 7) ДЖАЛАНДХАР, 8) МУЛВАНТ, 9) ВИПРИТ КАРНА (САУВАНГ), 1О) ШАКТИ ШАЛАНА
или ПРИТХВИ, АМБХАВИ, ВАЙШВАНАРИ, ВАЯВИ и АКАШИ, соответствующие пяти элементам:
земля, вода, огонь, воздух и эфир. Вдобавок к ним есть еще другие, такие как
НАБЛО МУДРА, ЙОНИ, МАНДУКИ, КАКИ, МАТАНГИ, БХУДЖАНГИНИ, АШВИНИ и т.д. Другие, не
перечисленные, являются модификациями этих.
Мы можем кратко описать некоторые из них:
1) АШВИНИ МУДРА. Как указывает название, она состоит в чередующемся расширении
наружу и сжатии внутрь мышц прямой кишки глубоким вдохом и выдохом, как делает
АШВИНИ или кобыла после выбрасывания кала. Это помогает в очищении кишок,
толстой кишки и стенок, и в изгнании ядовитых газов.
2) ВАДЖРОЛИ МУДРА. Она состоит во внутреннем очищении половых органов орошением
главных проходов прежде всего насыщением кислородом или воздушной ванной с
помощью катетера, а затем орошении их водой, смешанной со слабым антисептиком.
Это выполняется процессом НАУЛИ или с помощью пульверизатора или душа. В своей
высшей технике, нужно удерживать извержение своих половых выделений и вновь
поглощать их в организм.
3) КХЕЧАРИ МУДРА (движение в пустоте). Она состоит в поворачивании языка назад и
вдавливании его глубоко в горло. Упражняющийся расщепляет свой язык в форме
вилки, как у змей. Эти вилкообразные языки затем омываются смешанной жидкостью
из молока, очищенного масла и золы; а затем с праническим упражнением он
закрывает или затыкает две дыры позади ноздрей кончиками раздвоенного языка и
остается поглощенным в этом состоянии дни напролет; и, как змея или черепаха, он
может продолжать пребывать в бессознательном состоянии до такой степени, что не
может сам возвратиться в сознание без помощи извне.
Весь процесс очень сложен и не может выполняться мирянином безнаказанно, без
помощи совершенного йога. Как указывает название, разум остается поглощенным в
КХЕ (пустоте), как язык в пустоте глотки.
Но этот тип самадхи - не настоящее самадхи с пробуждением в космическом масштабе
и сверхкосмическом состоянии, а лишь род транса, в котором полностью теряют
самосознание. Это не цель истинной йоги, которая направлена на ЧАЙТАНЬЯ САМАДХИ
в отличие от ДЖАР САМАДХИ. Хатха йог с помощью практики этой мудры может, собрав
свои праны в САХАСРАР, закрыться в ящике, который может быть закопан на месяцы.
Этот вид Джар Самадхи не приносит какого-либо сверхчувственного знания, мудрости
и осознания, характеризующих полное пробуждение, или Чайтанья Самадхи, которое
достигается, когда сила сознания полностью утвердилась в своей истинной природе,
и которое может быть прекращено по желанию. Это есть КАЙВАЛЬЯ, или состояние
вечного унисона с космической и сверхкосмической жизнью, в отличие от
камнеподобного, инертного состояния.
Для