Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

меньше

- победе над чувствами.

Правило золотой середины, относящееся ко всему, применимо также к упражнению.

Понимающий садхак не будет ни рассеивать свои энергии в сверхнапряженном

упражнении типа поднятия тяжестей, бега, прыжков в высоту или в длину, ни

притуплять их до летаргии. Короче, умеренность и простота должны быть лозунгами

его жизни.

Те, кто специализируется в Хатха Йоге или также в Прана Йоге, далее

устанавливают следующие условия своей повседневной жизни:

а) уединенное место на умеренном уровне;

б) крытая соломой хижина, желательно квадратная по форме, среди естественного

пейзажа и зелени;

в) в ней должна быть кирпичная или деревянная платформа (такхат) для сидения;

г) сидение должно быть покрыто пальмовыми листьями или сухой травой, шерстяным

ковром или шкурой оленя;

д) место должно быть выбрано так, чтобы иметь ровный, умеренный климат круглый

год;

е) нужно упражнять тщательную умеренность в диете и напитках, желательно одну

порцию овсянки в день;

ж) никому постороннему не должно разрешаться посещать святыню.

ГХЕРАНДА САМХИТА, хорошо известный трактат по йоге, дает детальное описание асан

и связанных с ними практик, то есть МУДРА и БАНДХА. МУДРА - это закрытые позы, а

БАНДХА - фиксированные позы. Первые, будучи психофизическими по природе, обычно

называются ЖЕСТАМИ, а вторые, будучи чисто физическими по природе, являются лишь

СОКРАЩЕНИЯМИ МЫШЦ и используются как уловки для удержания пран в определенных

местах.

В то время как есть достаточно большое число мудра, бандха немногочисленны.

Хорошо известные мудры, или жесты, таковы: 1) МАХА МУДРА (великий жест), МАХА

БАНДХА, 3) МАХА ВЕТХА, 4) УРГЬЯН (УДЛЬЯМ), 5) КХЕЧАРИ (движение в пустоте), 6)

ВАДЖРОЛИ, 7) ДЖАЛАНДХАР, 8) МУЛВАНТ, 9) ВИПРИТ КАРНА (САУВАНГ), 1О) ШАКТИ ШАЛАНА

или ПРИТХВИ, АМБХАВИ, ВАЙШВАНАРИ, ВАЯВИ и АКАШИ, соответствующие пяти элементам:

земля, вода, огонь, воздух и эфир. Вдобавок к ним есть еще другие, такие как

НАБЛО МУДРА, ЙОНИ, МАНДУКИ, КАКИ, МАТАНГИ, БХУДЖАНГИНИ, АШВИНИ и т.д. Другие, не

перечисленные, являются модификациями этих.

Мы можем кратко описать некоторые из них:

1) АШВИНИ МУДРА. Как указывает название, она состоит в чередующемся расширении

наружу и сжатии внутрь мышц прямой кишки глубоким вдохом и выдохом, как делает

АШВИНИ или кобыла после выбрасывания кала. Это помогает в очищении кишок,

толстой кишки и стенок, и в изгнании ядовитых газов.

2) ВАДЖРОЛИ МУДРА. Она состоит во внутреннем очищении половых органов орошением

главных проходов прежде всего насыщением кислородом или воздушной ванной с

помощью катетера, а затем орошении их водой, смешанной со слабым антисептиком.

Это выполняется процессом НАУЛИ или с помощью пульверизатора или душа. В своей

высшей технике, нужно удерживать извержение своих половых выделений и вновь

поглощать их в организм.

3) КХЕЧАРИ МУДРА (движение в пустоте). Она состоит в поворачивании языка назад и

вдавливании его глубоко в горло. Упражняющийся расщепляет свой язык в форме

вилки, как у змей. Эти вилкообразные языки затем омываются смешанной жидкостью

из молока, очищенного масла и золы; а затем с праническим упражнением он

закрывает или затыкает две дыры позади ноздрей кончиками раздвоенного языка и

остается поглощенным в этом состоянии дни напролет; и, как змея или черепаха, он

может продолжать пребывать в бессознательном состоянии до такой степени, что не

может сам возвратиться в сознание без помощи извне.

Весь процесс очень сложен и не может выполняться мирянином безнаказанно, без

помощи совершенного йога. Как указывает название, разум остается поглощенным в

КХЕ (пустоте), как язык в пустоте глотки.

Но этот тип самадхи - не настоящее самадхи с пробуждением в космическом масштабе

и сверхкосмическом состоянии, а лишь род транса, в котором полностью теряют

самосознание. Это не цель истинной йоги, которая направлена на ЧАЙТАНЬЯ САМАДХИ

в отличие от ДЖАР САМАДХИ. Хатха йог с помощью практики этой мудры может, собрав

свои праны в САХАСРАР, закрыться в ящике, который может быть закопан на месяцы.

Этот вид Джар Самадхи не приносит какого-либо сверхчувственного знания, мудрости

и осознания, характеризующих полное пробуждение, или Чайтанья Самадхи, которое

достигается, когда сила сознания полностью утвердилась в своей истинной природе,

и которое может быть прекращено по желанию. Это есть КАЙВАЛЬЯ, или состояние

вечного унисона с космической и сверхкосмической жизнью, в отличие от

камнеподобного, инертного состояния.

Для