Пища, принятая ночью, после захода Солнца, может создать лишний вес и жир
в теле, желудочные расстройства, которые могут привести к нарушению равновесия
элементарных составляющих в теле: КАФ (флегмы), САФРА (жара) и САУДА (газовых
вибраций), и т. д.
Праническая дисциплина
Эта дисциплина, вкратце, состоит в развитии:
а) какого-то центра внутри тела, скажем, плексуса сердца, или области жизненных
энергий, где пребывает МАНО-МАЙ-АТМАН;
б) некоторого центра вне тела;
в) нужно работать над обоими центрами внутри и снаружи и делать пранаяму между
этими двумя центрами;
г) практики ТРАТАК, или тренировки видения (зрения), постепенным переносом
внимания извне внутрь и удерживанием его фиксированным на одном из этих
внутренних центров некоторое время.
Для развития центров вне тела нужно сидеть в уединении и сделать желтое пятно на
белой бумаге, которую надо поместить на стол или повесить на стену на уровне
глаз. Затем делается тратак, или фиксирование взгляда, на этом пятне, когда
действует Пингала нади. Внимание также нужно фиксировать на Звуке Анахат и
постепенно быть поглощенным в нем. После такой практики в течение нескольких
дней пятно следует заменять голубым, красным, голубовато-белым и, наконец, ярко
белым, практикуясь на каждом окрашенном пятне по несколько дней. Цель практики
тратак (смотрения на пятно) - иметь ясное видение цветов элементов,
представляющих цвета земли, воды, огня, воздуха и эфира, соответственно. Для
более быстрых результатов это нужно делать по крайней мере два-три часа
ежедневно. Это улучшает зрение и очень помогает во влиянии на других.
Однако, нужно позаботиться о расстоянии между пятном и органом зрения. Для
начала пятно нужно расположить на расстоянии около двух футов; после нескольких
дней практики расстояние нужно уменьшить до одного и трех четвертей, затем до
одного и до полфута. Когда этот тратак развивается во что-то вроде возбуждающей
поглощенности, оно может быть поднесено еще ближе к кончику носа. Тогда
начинается настоящая садхна (садхана), и постепенно внимание должно быть
приведено к корню носа между двумя бровями. Важность этой практики в том, что
разбросанные врити должны контролироваться, быть собраны от блуждания извне в
неподвижной точке в теле, в местонахождении разума, и обращены внутрь, чтобы
привести их в контакт со Звуком Анахат. Это также само собой вызывает ритм в
пранах; врити и праны одновременно приспосабливаются сами по себе. С помощью
процесса тратак разум и праны становятся гармонизированными, и душа прорывается
сквозь мано-маи и пран-маи коши, или покрывающие оболочки.
Достоинства Прана Йоги
Практика Прана Йоги помогает в развитии всех чувственных способностей -
восприятия, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Йог может силой своей мысли
привлечь себе на помощь из атмосферы все силы, какие захочет, связавшись с ними
мысленно. Очень холодной зимой садхак может сидеть в сидх асане с фиксированным
на груди подбородком, думать о солнце и начать практику с Пингала, или солнечным
нади. Само собой будет генерироваться тепло, и он покроется потом. Тем же путем
можно летом в полуденный зной иметь ощущение холода. Все это зависит от силы
мысли, при условии знания, как фиксировать свое внимание на местонахождении
души. Такова высота Прана Йоги. Можно развить все эти силы, приведя разум и
праны на один общий уровень. Сила мысли исходит из разума, и Прана Йога состоит
в приведении праны в унисон с разумом на уровне души, или божественном плане.
2.2.4. Пратьяхара, или контроль чувств
(Уход внутрь и абстрагирование)
Это означает изъятие чувств из чувственных объектов. Разум делается чистым
практикой яма, нияма и пранаяма, а ПРАТЬЯХАРА дает высшее господство над
чувствами. Контроль чувств, поэтому, является главным фактором в йогической
науке. До тех пор пока кони чувств не контролируются и не сдерживаются в их
сумасшедшей скачке по полям удовольствий и наслаждений, разум, вероятно, не
может быть успокоен. Поэтому чувства должны быть убраны с сенсорного плана и
защищены от принятия всех внешних впечатлений и влияний. Визуальное восприятие и
слух являются двумя основными каналами, по которым мы получаем не менее 88 - 95
процентов наших впечатлений, а оставшиеся 5 процентов или около того приходят от
других чувств. Итак, первостепенной важностью является закрытие шлюзов глаз и
ушей, чтобы помешать потоку извне войти и наводнить озеро разума. Чтобы
решительно закрыть разум от атак чувств, изучающему