- это дает знание строения тела.
б) На ямку на горле (ВИШУДХИ ЧАКРА) - это дает освобождение от голода и жажды.
в) На САХАСРАР - это дает божественные видения и ДАРШАН СИДДХОВ.
Методом последнего является концентрация на Брахмарендра, или отверстии Брахмы -
отверстии внутри МУНДХУ, или головы, через которое божественный свет течет вниз.
НИРГУН УПАСАКИ проводят свою абстрактную медитацию на этот центр, который также
известен как САХАСРАР.
г) На АНХАТ ЧАКРУ в сердце - это дает знание разума.
д) На КУРМА НАДИ (астральную трубу в груди, ниже горла, через которую КУРМА -
второстепенный вид праны - управляет веками) - это дает устойчивость телу.
е) На внутренний свет сердца - это дает знание тонкого (ясновидение),
неизвестного (зарытые сокровища), отдаленного (повсюду).
6. Можно делать самьям на свое Я. Это дает ясновидение, яснослышание и другие
трансцендентальные силы, также более высокие осязание, вкус, обоняние и т.д.;
все это с помощью интуиции, или ПРАТИБХА, без каких-либо других
специализированных самъям.
Посредством самъяма на природу своей сущности (познавательные возможности)
получают способность чистого познания без внешней помощи чувств и органов
чувств. С индриями, дремлющими в соответствующих им центрах, наслаждаются
невыразимым блаженством (ананд) в состоянии, называемом САНАНД САМАДХИ.
7. Путем самьяма, или дхарны, на определенные черты тела, такие как цвет лица,
голос и что-то иное, начинают понимать состояние и природу разумов других.
8. Посредством самьяма:
а) на разум (или мысли) - узнают содержание разума;
б) на время - получают знание всего;
в) на воздух и эфир или на отношение между ними - наделяются божественным слухом
(шабд), и можно слышать любой тонкий звук с любого расстояния просто по желанию.
Подобно, контактируя с АДХИСТАНА-БХУТА (ВАЮ ТЕДЖАС, ПРИТХВИ и т.д.), можно
развить способности других органов до их полной силы.
г) На отношение между эфиром и телом или на легкость хлопка - приходит
способность летать сквозь эфир или воздух, так как тело становится крайне
легким, и можно двигаться везде в пространстве, как птица, и можно даже ездить
на лучах солнца.
Йог, имеющий СИДДХИ в КХЕЧАРИ МУДРА, тоже может летать в воздухе. (Тот, кто
знает САММОХАН ВИДЬЯ, или ИНДРА ДЖАЛА, тоже может двигаться через пространство,
но это - ДЖАЛА, или только трюк, а не что-то реальное, так как он в
действительности остается на земле, и если вы сфотографируете его, вы не
получите фото человека, летящего в воздухе.)
д) На три модификации разума - приходит знание прошлого и будущего.
е) На ВИДЕХА - можно выходить из тела по желанию и функционировать без тела,
ощущать всепроникающую природу в ее полной вездесущности, и можно выполнять КАЯ
ПАРВЕШ, т.е. можно входить в тело любого другого человеческого существа и
действовать через его тело и разум.
ж) На САМСКАРА (впечатления разума) - приходит знание предыдущих рождений.
9. Путем господства над:
а) УДАНА ВАЮ - прекращают иметь какой-либо контакт с водой, грязью или
колючками, и можно окончить свое существование по желанию, так как с помощью
УДАНА можно отделить свое астральное тело от физического и путешествовать в
пространстве.
б) САМАНА ВАЮ - приходит сияние, и можно создавать огонь и вспышки света из
своего тела.
1О. Путем самьяма на добродетели:
а) На дружественность и другие добродетели - приходит способность передавать то
же другим.
б) На различение (особое отношение между САТВА, или чистотой, и ПУРУША, или
душой) - приходит сила всемогущества и всезнания.
в) На ШАБД - приходит знание звуков всех живых существ (включая звуки животных и
птиц).
г) На кармы - получают знание времени своей смерти.
Когда разум становится необычайно чист и насквозь наполнен САТВА до самых своих
корней, приходит спонтанное озарение. Разум имеет пять состояний:
a) КШИПТА, или блуждающий разум, с веществом разума в состоянии постоянной
рассеянности.
б) МУДХА, или тупой и забывчивый разум, не знающий почти ничего. В нем разум
находится в состоянии путаницы и тупости.
в) ВИКШИПТА, или разум, который собирается на мгновение, а затем разбрасывается.
Это состояние несовершенной устойчивости.
г) ЭКАГРАТА, или разум, одаренный сосредоточенным вниманием и фиксированностью
цели.
д) НИРОДХА - дисциплинированный, контролируемый и хорошо сдерживаемый разум.
Никакая йога невозможна в первых трех состояниях. Она возможна только в
четвертом и пятом состояниях.
Кроме этого, есть восемь видов СИДДХИ, способностей, которые