обычно развивают
сиддха, высшие существа:
а) АНИМА - способность проникать во все вещи, даже в АНУ, или атом, чтобы видеть
его внутреннюю структуру.
б) ЛАГХИМА - способность приобретать легкость, чтобы ездить даже на лучах
солнца. Это часто используется в левитации и транслевитации, несмотря на законы
гравитации.
в) ГАРИМА - способность стать тяжелым, как сталь, и сделать любой объект
недвижимым. Это противоположность ЛАГХИМА.
г) МАХИМА - способность приобретать обширную и всепроникающую величину, как
пространство, и видеть работу всемирного устройства и отдаленные объекты, вроде
солнечных систем.
д) ПРАПТИ - способность достигать всего, даже Луны. Она наделяет чувством
проникновения во все.
е) ПРАКАМЬЯМ - способность иметь все желания исполненными.
ж) ВАСИТВАМ - способность командовать и контролировать все создания и стихийные
силы, типа ветра и дождя.
з) ИШИТВА - способность играть роль творца, хранителя и разрушителя.
Кроме этих, есть много дополнительных достижений, которые получают просто путем
процесса самоконтроля и концентрации, тоже называемые САМЪЯМ, например:
1) Понимать язык птиц и зверей.
2) Знать свои предыдущие рождения и иметь предвидение смерти.
3) Читать сокровенные мысли других.
4) Знать скрытые и тонкие предметы издалека, такие как планеты и звезды.
5) Предсказывать будущие события.
6) Переноситься в любое место в мире.
7) Исцелять прикосновением.
8) Достигать телесных совершенств в РУПА (форме), РАНГА (цвете лица), БАЛА (силе
и мужестве), САНХАНАН (постоянстве), ЛАВАНЬЯ (физическом очаровании) и т.д.
Необходимо сказать здесь слово предупреждения относительно РИДДХИ и СИДДХИ, или
сверхъестественных сил, которые очень часто приобретают в практике йоговской
садхны, или йоговской дисциплины. Их нужно тщательно избегать, так как они -
настоящие преграды на пути истинного духовного прогресса и достижения
самореализации и реализации Бога, которые являются целью и завершением системы
йога. ДЕВТЫ очень часто становятся ревнивы к человеческой душе, путешествующей
по Духовному Пути. Они приходят с улыбкой приветствовать йогов, которые находят
вход в более высокие сферы, приглашают их сладкими хитрыми словами и пытаются
вызвать их падение. Даже великий йог Вишвамитра был соблазнен красотой небесного
существа, девы, посланной Индрой соблазнить его. Он невольно попал в ловушку и
сошел с Пути. Эти соблазны атакуют на второй стадии Пути, но оказываются
бессильными против того, кто предан Пути, тверд и стоек в своей садхне.
Оставь сиддхи и уничтожь семена рабства,
И достигни Кевалья, состояния совершенного
Покоя и независимости.
И снова:
Не соблазняйся обаятельными улыбками небожителей
И избегай контакта со всем нежелательным.
Патанджали
Дхарна как форма йоги (Мансик Йога)
Фиксированность внимания является необходимым главным элементом во внутренней
йогической садхне, и его значение нельзя переоценить.
Когда чувства успокоены, разум находится в покое
и интеллект не колеблется - это, говорят мудрые,
наивысшее состояние.
Катха Упанишад, 2:3-1О
Именно из-за того, что она занимает стержневое положение в системе, некоторые
считают ее формой йоги самой по себе, и дали название МАНСИК, или умственная
йога (йога самопоглощенности).
Большинство изучающих посвящает себя полностью и единственно строгому соблюдению
только яма и нияма, и этим едва ли делают какое-либо должное продвижение по Пути
йоги, направленному на самореализацию и реализацию Бога. Те, кто идет немного
вперед, не идут дальше йоговских поз (асаны, мудры и бандхи) и заняты процессами
развития тела и мышц, делая это единственной целью всех своих усилий. Они
ограничиваются физкультурным аспектом йоги, чтобы победить болезнь, старость и
раннюю смерть. Немногие счастливые души, продвигающиеся вперед до пранаямы,
делают ее альфой и омегой йоговской садхны и, получая удовольствие в удержании
своих пран в БРАХМАРЕНДРА, тратят большую часть своего времени, как черепаха в
своей скорлупе, в ЙОГА НИДРА, считая инертность высшей формой самадхи. Все это
лишь средства для более высоких целей йоги и должны практиковаться только как
таковые. Цель йоги - самопознание путем регулярного процесса самоанализа и ухода
внутрь, чтобы суметь подняться над телесным сознанием к более высокому
космическому и сверхкосмическому сознанию.
Истинная йога - это естественный процесс без какой-либо искусственности в нем.
Она должна быть понимаема без труда и легко выполняема. Но за недостатком
соответствующих