учителей, сведущих в теории и практике йоги, она стала
обременительным и запутанным делом, слишком трудным для понимания и еще более
трудным на практике. Сегодня жизнь стала слишком сложной, чтобы позволить
кому-либо досуг и возможность овладеть всеми разделами йоги (каждый из которых
стал более специализированным с ходом времени), а затем проследовать до конечной
цели. В результате претенденты начинают ошибочно принимать ту или иную ветвь
йоги за окончательную и растрачивают свои энергии в этом поиске, удовлетворяясь
приобретением физических или магических сил.
В действительном опыте, разум в состоянии СУШУПТИ (глубокого сна) подходит в
какой-то мере к низшему плану блаженства (АНАНД) и низшему плану познания
(ВИГЬЯН), так как по пробуждении он несет в своем сознании ощущение
необеспокоенного и чистого блаженства, которым он наслаждался в глубоком сне. Но
это непроизвольный опыт в ПИНД, или на чувственном плане, а не сознательно
приобретенный по желанию. С должным пониманием и практикой настоящей садхны,
можно смело поднимать пелену и нырять в источник блаженства на духовном уровне,
когда пожелаешь, и оставаться внутренне в контакте непосредственно с самим
потоком жизни, являющимся настоящим источником истинного блаженства и счастья.
Как с помощью пранаямы можно связать праны с разумом, так же с помощью
пратьяхары и дхарны можно связать план разума с планом познания в более высоких
духовных центрах свыше.
Термин ПРАТЬЯХАРА означает сдерживание, и, следовательно, он означает
сдерживание вещества разума и чувств от вытекания в мир и рыскания в поисках
чувственных удовольствий от чувственных объектов. Но это едва ли возможно, пока
чувства и разум не обеспечиваются чем-то сродни или еще приятнее, чем мирские
объекты, что может служить якорем, удерживающим чувства и разум фиксированными
внутри. Это называется ДХАРНА, что означает принимать и быть поглощенным в
объекте концентрации. Пратьяхара и дхарна идут совместно; так как, с одной
стороны, разум нужно отучить от мирских удовольствий извне, а, с другой стороны,
нужно обеспечить его чем-то более привлекательным внутри.
Йоги, сидя в какой-нибудь асане, сначала контролируют пупочный плексус, а затем,
притягивая праны в сердечный плексус, приводят их в соответствие с планом
разума, после чего, различными практиками вроде тратак на некотором более
высоком центре, они пытаются инвертировать разум и заставить его отступить.
Первая часть называется пратьяхара, а вторая - удаление и поглощенность в более
высоком центре - называется дхарна.
Разум одной только силой привычки, тянущейся из века в век, приобрел тенденцию
стремиться к удовольствиям. Удовольствия мира можно разделить на следующие пять
классов:
1) РУП и РАНГ, или прекрасные формы, конструкции и цвета, которые могут привлечь
глаз.
2) ШАБД, или мелодии, мелодичные и чарующие, которые могут пленить ухо.
3) РАС, или восхитительная пища и яства, способная очаровать вкус. 4) ГАНДХ, или
душистые ароматы, способные непосредственно привлечь чувство обоняния.
5) СПАРШ, или физически приятные ощущения, которые приходят от осязания.
В бодрствующем состоянии, с чувствами настороже, наслаждаются физическими
аспектами удовольствий, перечисленных выше. В состоянии сна, являющемся более
или менее отражением астрального или тонкого, больше всего наслаждаются звуком,
так как в этом состоянии он имеет непосредственную привлекательность для разума.
В состоянии глубокого сна без сновидений, которое является отражением причинного
или семенного состояния, получают познание глубокой поглощенности.
Поэтому нужно увлечь себя внутрь в сердечный центр посредством тратак на
различных основных цветах, связанных с эфиром, воздухом, огнем, водой и землей,
и они перерастут в восхитительное сияние. Регулярной практикой йоги приобретают
сверхъестественные силы и способности испытывать все пять упомянутых выше
удовольствий в их тонкой форме с большого расстояния. Эти силы приходят
естественно при совпадении пран с разумом.
Практика пратьяхары и дхарны может быть развита еще дальше с помощью тратак,
пока не сможешь двигаться и уходить внутрь и вверх в центр щитовидной железы или
горла (КАНТХ ЧАКРА) и посредством этого контактировать с планом познания. Это
движение из низшего центра в более высокий приходит с практикой как пратьяхары,
дающей возможность покидать низший центр, так и дхарны, посредством которой
овладевают и становятся поглощенными в следующем более высоком