Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

учителей, сведущих в теории и практике йоги, она стала

обременительным и запутанным делом, слишком трудным для понимания и еще более

трудным на практике. Сегодня жизнь стала слишком сложной, чтобы позволить

кому-либо досуг и возможность овладеть всеми разделами йоги (каждый из которых

стал более специализированным с ходом времени), а затем проследовать до конечной

цели. В результате претенденты начинают ошибочно принимать ту или иную ветвь

йоги за окончательную и растрачивают свои энергии в этом поиске, удовлетворяясь

приобретением физических или магических сил.

В действительном опыте, разум в состоянии СУШУПТИ (глубокого сна) подходит в

какой-то мере к низшему плану блаженства (АНАНД) и низшему плану познания

(ВИГЬЯН), так как по пробуждении он несет в своем сознании ощущение

необеспокоенного и чистого блаженства, которым он наслаждался в глубоком сне. Но

это непроизвольный опыт в ПИНД, или на чувственном плане, а не сознательно

приобретенный по желанию. С должным пониманием и практикой настоящей садхны,

можно смело поднимать пелену и нырять в источник блаженства на духовном уровне,

когда пожелаешь, и оставаться внутренне в контакте непосредственно с самим

потоком жизни, являющимся настоящим источником истинного блаженства и счастья.

Как с помощью пранаямы можно связать праны с разумом, так же с помощью

пратьяхары и дхарны можно связать план разума с планом познания в более высоких

духовных центрах свыше.

Термин ПРАТЬЯХАРА означает сдерживание, и, следовательно, он означает

сдерживание вещества разума и чувств от вытекания в мир и рыскания в поисках

чувственных удовольствий от чувственных объектов. Но это едва ли возможно, пока

чувства и разум не обеспечиваются чем-то сродни или еще приятнее, чем мирские

объекты, что может служить якорем, удерживающим чувства и разум фиксированными

внутри. Это называется ДХАРНА, что означает принимать и быть поглощенным в

объекте концентрации. Пратьяхара и дхарна идут совместно; так как, с одной

стороны, разум нужно отучить от мирских удовольствий извне, а, с другой стороны,

нужно обеспечить его чем-то более привлекательным внутри.

Йоги, сидя в какой-нибудь асане, сначала контролируют пупочный плексус, а затем,

притягивая праны в сердечный плексус, приводят их в соответствие с планом

разума, после чего, различными практиками вроде тратак на некотором более

высоком центре, они пытаются инвертировать разум и заставить его отступить.

Первая часть называется пратьяхара, а вторая - удаление и поглощенность в более

высоком центре - называется дхарна.

Разум одной только силой привычки, тянущейся из века в век, приобрел тенденцию

стремиться к удовольствиям. Удовольствия мира можно разделить на следующие пять

классов:

1) РУП и РАНГ, или прекрасные формы, конструкции и цвета, которые могут привлечь

глаз.

2) ШАБД, или мелодии, мелодичные и чарующие, которые могут пленить ухо.

3) РАС, или восхитительная пища и яства, способная очаровать вкус. 4) ГАНДХ, или

душистые ароматы, способные непосредственно привлечь чувство обоняния.

5) СПАРШ, или физически приятные ощущения, которые приходят от осязания.

В бодрствующем состоянии, с чувствами настороже, наслаждаются физическими

аспектами удовольствий, перечисленных выше. В состоянии сна, являющемся более

или менее отражением астрального или тонкого, больше всего наслаждаются звуком,

так как в этом состоянии он имеет непосредственную привлекательность для разума.

В состоянии глубокого сна без сновидений, которое является отражением причинного

или семенного состояния, получают познание глубокой поглощенности.

Поэтому нужно увлечь себя внутрь в сердечный центр посредством тратак на

различных основных цветах, связанных с эфиром, воздухом, огнем, водой и землей,

и они перерастут в восхитительное сияние. Регулярной практикой йоги приобретают

сверхъестественные силы и способности испытывать все пять упомянутых выше

удовольствий в их тонкой форме с большого расстояния. Эти силы приходят

естественно при совпадении пран с разумом.

Практика пратьяхары и дхарны может быть развита еще дальше с помощью тратак,

пока не сможешь двигаться и уходить внутрь и вверх в центр щитовидной железы или

горла (КАНТХ ЧАКРА) и посредством этого контактировать с планом познания. Это

движение из низшего центра в более высокий приходит с практикой как пратьяхары,

дающей возможность покидать низший центр, так и дхарны, посредством которой

овладевают и становятся поглощенными в следующем более высоком