- развоплощенный дух, свободный от всех покровов Активный жизненный
принцип сама душа Творения Сияние и свет в полном величии, невыразимый Все
во всем, внутренне присущ всему, Альфа и Омега всего - видимого и
невидимого Дарует высший возможный дар со всеми силами, естественными и
сверхъестественными
Каждые два плексуса (см. таблицу чакр) вместе образуют ГРАНТХИ, или узел, и они
таковы: БРАХМА ГРАНТХИ, ВИШНУ ГРАНТХИ и ШИВА ГРАНТХИ.
Путь йогов, описанный выше, связан с медитацией на эти пять центров, начиная с
самого нижнего и постепенно поднимаясь от одного к другому, более высокому, с
помощью пратьяхары и дхарны, как уже объяснялось. В этом процессе также
призывают на помощь КУНДАЛИНИ ШАКТИ, или великую Змеевидную Силу, лежащую
дремлющей в блуждающем нерве и свернутую в три с половиной витка, как змей. Эта
скрытая энергия или сила пробуждается с помощью пранаямы. Йог пытается собрать
вместе все скрытые жизненные энергии в теле в центре пупочного плексуса и в этом
процессе пробуждает скрытую силу тоже. В Аджна чакре он ухватывается за звук
АНАХАТ и достигает САХАСРАР, высшего неба йогов. Это достаточно долгий,
утомительный и трудный путь. В каждом из центров нужно упорно работать годами,
пока не сможешь успешно покорить, пройти через него и подняться к следующему,
более высокому центру. Невозможно принять эту трудную дисциплину, не будучи
сильным и крепким физически, способным выдержать постоянное и напряженное усилие
долгое время.
Как предварительный шаг, йог должен вычистить авгиевы конюшни геркулесовой
силой, а для этого нужно обратиться к ХАТХА-ЙОГА-КРИЯ, или упражнениям типа
ДХОТИ, БАСТИ, НЕОЛИ, ГАДЖ КАРАМ, ВАДЖРОЛИ и т.д. со строгим контролем диеты.
Кроме того, для контроля разума он должен обратиться к пранаяме, или хорошо
отрегулированным дыхательным упражнениям типа ПУРАКА, КУМБХАКА, РЕЧАКА и
СУНЬЯКА, каждое из которых требует огромной осторожности, внимания и мастерства
под руководством адепта.
Процесс йоги, описанный выше, чреват бесчисленными трудностями. Он сродни
процессу контролируемой смерти - вынужденному извлечению не только духовного
потока от одного центра к другому, но также пран, что делает его еще более
трудным. Он действительно следует процессу умирания, будучи противоположным
жизненному потоку, по мере того, как он спускается от центра к центру в процессе
творения. В процессе смерти элемент земля поднимается из Гуда чакры в Индри
чакру и растворяется там в воде, делая руки и ноги безжизненными. Когда элемент
вода поднимается в Набхи чакру, он превращается в парообразное состояние огнем в
области пупка, и производительный орган парализуется. Затем элемент огонь сам
погашается в элементе воздух в сердечном плексусе, делая область ниже сердца
совершенно холодной. Когда элемент воздух превращается в эфир в Кантх,
местонахождении эфира, он делает сердце и пульс неподвижными. (Можно отметить,
что по этой системе остановка сердца не обозначает конец жизни, а лишь
предшествует ему.)
Даже в практике системы Сехадж Йоги нужно пройти и завершить точно тот же самый
процесс, за исключением того, что второй метод естественен, в то время как
первый произволен и контролируем, и поэтому крайне труден для выполнения. Каждая
из ТАТВ по очереди вливается в свой источник: анна - в праны, праны - в манас,
манас - в вигьян, а вигьян - в плексус Кантх. (Можно упомянуть, что вишнуиты и
члены ордена Кабир Пантхи носят листья тулси, а шиваиты носят шива-линг вокруг
шеи, чтобы напоминать себе о Кантха чакре, которую они ставят своей целью.)
Вместо этого трудного обратного процесса йоги от основного плексуса назад и
вверх в Сахасрар, область тысячелепесткового лотоса, насколько легче было бы
игнорировать праны (как мы делаем в своей повседневной жизни), собрать сенсорный
поток в местонахождении души в Аджна чакре, где мы всегда находимся в своем
бодрствующем состоянии, и двинуться прямо вверх с помощью Звукового Потока (к
которому йоги получают доступ после тяжелой битвы в шести чакрах в ПИНД, или
теле), чтобы достичь Сахасрара. Звуковой Поток имеет магнетическую
притягательность, которой трудно противиться, когда душа поднимается над
телесным сознанием под руководством знающего и полностью компетентного живого
Мастера, способного пробудить жизненный импульс внутри нас.
2.2.6. Дхиан (Созерцание или медитация)
Из непрерывной концентрации, как предусмотрено дхарной, вырастает непрерывный
поток восприятия,