который называется ДХИАН, или созерцание (медитация). Дхиан,
или медитация бывает двух типов - грубая и тонкая. Совершенно невозможно сразу
взяться за тонкую медитацию. Поэтому надо начинать с грубой медитации, перед тем
как браться за практику тонкой медитации. Грубая, или объектная, медитация
состоит в медитации на личный аспект Бога, ИШТ, на Богочеловека, или Гуру
(живого Мастера - Святого).
В тонкой медитации внимание фиксируется на БИНДУ, или едином оке - неподвижной
точке в теле позади и между бровей. Это - линия пересечения времени и
безвременного, где Непроявленное становится проявленным. Ее отражение находится
в ПИНД, или в нижней области тела, т.е. Гуда чакре (Муладхара), где лежит
свернутая кольцом энергия в запертом состоянии. После некоторой практики в бинду
темное пятно становится освещенным, и постепенно внутренний свет принимает
Светящуюся Форму Мастера. Отсюда начинается то, что называется созерцанием
света.
Когда в медитации Богочеловек появляется внутри,
видишь тайны Вечности, как открытую книгу.
Руми
В то время как в грубом созерцании медитируют на воспринимаемую форму (сваруп)
ИШТ-ДЭВА или Гуру, в тонком созерцании медитируют на аруп (бесформенное) или на
темную точку концентрации между бровями, которое постепенно расцветает в сияние.
Здесь мы можем предупредить искателей Истины. Мы не можем иметь каких-либо
ощутимых результатов от медитации на формы прошлых Мастеров, которые, исполнив
свою Божественную миссию на земле, контактируя с ДЖИВАМИ, или душами, в свое
время, больше не находятся в контакте с физическим миром. Кроме того, мы должны
быть на страже в своем поиске совершенного Мастера, так как любая медитация на
форму несовершенного мастера не принесет плода. Чтобы избежать всех ловушек,
намного безопаснее отказаться от медитации на какую-либо форму, будь то форма
прошлого или живого Мастера. Лучше проводить садхну согласно данным инструкциям
и, если Мастер совершенен, Его Светящаяся Форма сама появится внутри и
позаботится об индивидуальной душе, как только она поднимется над телесным
сознанием. Сам Бог проявляется внутри в форме ГУРУДЭВА, при условии, конечно,
что Гуру действительно внедрен в Силу Бога. Эти замечания применимы, с
необходимыми изменениями, к медитации на Ишт-дэва, как она обычно делается.
Медитировать на Бесформенное за пределами человеческого понятия, поскольку
невозможно постичь Реальность за пределами всякого понимания. Можно в таком
случае получить проблеск тонких элементов, которые сами по себе не могут вести
нас никуда.
Чтение священных писаний и других священных книг не приносит много пользы на
этом Пути, кроме возбуждения интереса. Величайший учитель человечества -
человек. Достаточно, если знаешь как открыть страницы великой книги
человеческого сердца (сердце здесь означает местонахождение души, т.е. АГГЬЯ,
или АДЖНА ЧАКРА), которое является единственной неистощимой сокровищницей всего
знания и мудрости. Нужно просто закрыть глаза, отвести внутрь чувства, вступить
в святыню своего сердца и слить само свое существо с Высшей Душой в сокровенных
глубинах внутри. Он, Вечно Существуюший, Самосветящийся Свет, совершенный в Себе
и вечно Одинаковый, пребывает в храме человеческого тела, и тот, кто желает
познать Его и достичь Его, должен глубоко погрузиться в себя, и все, несомненно,
откроется ему. Стучите, и отворят вам, - таково высказывание мудрецов и
провидцев во все времена и во всех странах. Это погружение внутрь дает душе
целостный опыт всего, что существует, видимого и невидимого, непосредственное
интуитивное знание и божественную мудрость, являющиеся дарами, которые приходят
сами, свободно и в изобилии, если забываешь мир, забываешь своих друзей и
родственников, забываешь свое окружение, забываешь даже свое собственное
телесное существо. Добровольная забывчивость - это величайшая духовная садхна.
Забыв все иное, нужно подняться над телесным сознанием, так как это первое
условие правильной медитации.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,
и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
Матфей, 22:37
Путем глубокой и молчаливой медитации нужно слить само свое существо в
сладостном созерцании Любимого внутри и потеряться в Великой Душе Вселенной. Это
- высшее созерцание, и оно ведет к самой заветной цели - самадхи.
Дхиан как система йоги
(Йога Созерцания)
Рассмотрев основы дхьяна, мы теперь в состоянии изучить дхиан (дхьян) как форму
йоги саму по себе. Разум всепроникающ.