Кабир говорит, что манас находится в
каждом сердце и поэтому занимает среднее положение в человеческом организме.
Ментальный поток всегда строит свои собственные сферы, и он делает это особенно,
когда спускается вниз. Это центральное положение покрова МАНО-МАИ придает ему
особую важность. Он имеет две оболочки над собой - ВИГЬЯН-МАИ и АНАНД-МАИ - и
две ниже себя - ПРАН-МАИ и АННА-МАИ. Если он обращен вверх, он получает познание
мудрости (просветление) и блаженство. Если он обращен вниз - познание
пранического и физического мира.
1) АДЖНА ЧАКРА, область третьего глаза, за двумя бровями, связана с АНАНД-МАИ
КОШ.
2) КАНТХА ЧАКРА, область между третьим глазом и ХИРДЕЙ, является центром
ВИГЬЯН-МАИ-КОШ.
3) ХИРДЕЙ ЧАКРА - область хирдей (сердце), где праны, или жизненные энергии,
главенствуют. Это центр МАНО-МАИ КОШ.
4) НАБХИ ЧАКРА, та часть области хирдей, которая простирается вниз до пупка -
это центр ПРАН-МАИ КОШ.
5) ИНДРИ-ЧАКРА - область, простирающаяся от пупка вниз до Гуда это центр
АННА-МАИ КОШ.
6) ГУДА ЧАКРА - основной плексус, или корень, в котором укоренены все тонкие
трубы, или нади.
Все пять оболочек (коши) - это различные места, с которых можно действовать на
разных уровнях; два верхних - духовные и два нижние чувственные планы.
Оболочка Ананд-маи - это КАРАН, или причинное тело (тело-семя), из которого
прорастает все иное ниже, т.е. тонкий и физический планы ниже. Вигьян-маи тесно
связана с ней и является ближайшей к ней.
Эти три оболочки, Вигьян-маи, Мано-маи и Пран-маи, вместе составляют СУКШАМ, или
тонкое тело, в человеке, которое является связующей нитью с другими двумя -
Ананд-маи вверху и Анна-маи внизу, или причинным и физическим соответственно.
Анна-маи кош является, так сказать, внутренней подкладкой физического тела и
тесно связана с Пран-маи кош.
Во всех трех телах разум является активным агентом, как бы приводимым в действие
жизненной силой души, в жизни и свете которой он работает. Во всех намерениях и
целях сила разума одна выглядит силой, которая работает и поддерживает все
остальные четыре коши в порядке. Физическое тело - это то место, откуда пять
чувственных и пять двигательных сил выполняют свои действия на физическом плане.
Аналогично, именно отсюда (т.е. из разума) десять тонких (пранических) сил
вместе с ментальными силами ЧИТ, МАНАС, БУДХИ и АХАНКАР выполняют свою работу на
тонком плане. Кроме того, именно разум, когда успокоен, несет в себе все скрытые
и ноуменальные впечатления и отражает свет и звук духа. Из-за этой обширной
власти разума, простирающейся от физического до причинного планов, он часто
называется ТРИЛОКИ НАТХ, или Владыка трех миров. В причинном плане он служит
серебряным экраном, который принимает и отражает духовные вибрации в форме Света
и Звука.
Достоинства Дхиан Йоги
Преимущества йоги созерцания, или дхиан, бесчисленны. Занимающийся этой формой
йоги может простым созерцанием иметь все свои желания исполненными. Как ты
мыслишь, таким ты и станешь, - хорошо известный афоризм. Созерцанием атрибутов
Бога можно развить эти атрибуты в своем собственном Я, быть свидетелем и
самому удостовериться в Небесном Свете, в то время как чувства приобретают
трансцендентальные силы. Разум также вкушает блаженство ВИГЬЯН, когда чит врити,
или ментальные модуляции, успокаиваются.
Эта йога избавляет от всех грехов, и человек ощущает внутреннее блаженство и
безмятежное спокойствие. Все виды ментальных болезней, такие как страх, стыд,
нерешительность и самоутверждение, постепенно исчезают и уступают место
бесстрашию, уверенности, твердости и счастью, и человек приобретает ровность
характера во всевозможных условиях жизни. Такой человек не одержим ни
привязанностью, ни непривязанностью и, как цветок лотоса, плавает над и выше
мути обычного существования. Со знанием истинных ценностей жизни, он становится
твердым в своих убеждениях и больше не становится жертвой беспочвенных страхов и
случайных ветров, дующих над ним. Он не имеет причины для хвалы или порицания, и
поэтому говорит мало и делает много; все его действия мотивированы добротой и
доброй волей ко всем. Его слова сладки, как мед, и авторитетны. Его не мучат
гордость и предрассудки, он ведет жизнь совершенной уверенности и
справедливости. Он побеждает лень и безделие; ест мало и спит мало, и вряд ли
есть какое-либо различие в его состояниях бодрствования и сна. Он всегда и везде
один и тот же, с сияющим и лучистым лицом, говорящим о его внутренней