Яджнавалкья, йога
означает воздействовать или вызывать единение индивидуальной души с Ишваром или
Брахманом. Йоги обычно определяют ее как раскрытие духа и освобождение его от
многочисленных покрывающих его оболочек, в которые он завернут в своем
физическом существовании. САНТ МАТ, или Путь Мастеров, далек от отказа от любой
из этих целей йоги, он полностью принимает и подтверждает все, что сказано выше,
и в какой-то мере согласен с целями и тем, что вытекает из них, но считает их, в
лучшем случае, лишь указателями к цели. Однако он не останавливается на этом, а
идет дальше и говорит нам о Пути Выхода из могучего лабиринта вселенной и
Пути Входа в Небесный Дом Отца - духовном путешествии, которое дух должен
предпринять из смерти в жизнь бессмертную (из ФАНА в БАКА), поднимаясь над
телесным сознанием с помощью регулярной системы самоанализа, извлечения духовных
потоков из тела и сосредоточения их в месте пребывания души, (Тисра Тил), а
затем постепенного прохождения через промежуточные центры по ту сторону
БУНК-НААЛ, перевернутого трубообразного прохода, пока он не достигнет конечной
стадии совершенства - единства со своим Источником.
Здесь может возникнуть вопрос относительно необходимости единения души со
Сверхдушой, если обе по существу представляют одно и то же и уже запечатлены
одна в другой.
Теоретически это верно, но многие ли из нас сознательно понимают это и
практически претворяют в жизнь это знание и осознание? С другой стороны, душа
всегда следует за лидерством разума, разум - за чувствами, а чувства - за
чувственными объектами, в результате чего душа, постоянно, век за веком
соединенная с разумом и чувствами, полностью утратила свою собственную
индивидуальную (неделимую) идентичность и во всех практических намерениях
отождествила себя с разумом. Именно эту завесу невежества, возникшую между душой
и Сверхдушой, нужно устранить, чтобы дать возможность душе стать самой собой,
осознать свою собственную природу, затем искать свой настоящий дом и достигнуть
жизни вечной. Все религии были первоначально задуманы человеком единственно с
этой целью, но, к сожалению, с течением времени человек постепенно уносится
прочь от реальности и становится рабом своих собственных творений и религий, так
как религии вырождаются в узаконенные церкви и храмы, в жесткие кодексы
морального и общественного поведения, которым недостает живого контакта и
пульсирующего жизненного импульса их основателей.
Я не знаю болезни души, кроме невежества, - говорит Бен Джонсон. Как устранить
завесу невежества - это проблема всех проблем. Мы позволили ей вырасти в
непроницаемую скалу, слишком крепкую, чтобы быть разрушенной. Однако, мудрецы
предоставили разные средства, чтобы разорвать непроницаемую иначе завесу, такие
как ДЖНАНА ЙОГА, БХАКТИ ЙОГА, КАРМА ЙОГА и другие методы. Свет истинного знания,
который позволяет увидеть Джнана Йога, способен рассеять тьму невежества, как
зажженная свеча может рассеять мрак в темной комнате. С помощью Бхакти Йоги
можно сменить отношение ненависти, отделенности и двойственности на отношение
любви ко всем, единства и единения со всеми живыми созданиями и посредством
этого утвердиться во всеохватывающей любви ко всем. Наконец, с помощью Карма
Йоги можно искоренить чувства эгоизма, эгоцентризма, самовозвеличения и любви к
себе, заняться благотворительностью филантропии и тому подобными делами, которые
могут быть полезны человечеству в целом, видеть отражение вселенной в своем я
и отражение своего я во всех других, реализовав в конечном счете принцип
Отцовства Бога и братства людей. Таковы, в основном, три пути, или скорее три
аспекта интегрированного пути головы, сердца и рук, посредством которых можно
достигнуть желаемой цели - единства души со Сверхдушой. Для удобства их можно
кратко называть процессом самообладания, самовозвышения и самопожертвования,
ведущим в конечном счете к Космическому Сознанию, или к осознанию
всепроникающей Реальности как базиса всего существующего.
Задача в каждом случае одна и та же, и каждый стремится к той же самой цели,
хотя на начальных стадиях каждый из них начинает с дуалистического отношения.
Начинается с дуализма, а кончается не-дуализмом (адвайтизмом); и для этого можно
выбрать путь божественного знания, всеобщей любви и преданности или
бескорыстного служения человечеству.
Цель всегда остается той же самой,
Хотя стреляющих в цель может быть так много.
Раджаб
Например, в Джнана Йоге необходимо