космическую жизнь, но также сверхкосмическую, простирающуюся
в горизонты за пределами человеческого понимания. Это есть состояние бытия,
непосредственное восприятие, целостный опыт души, немедленное и прямое знание
духовной АНУБХАВА (внутренней реализации), как это обычно называется.
Профессор Генри Бергсон верил и чувствовал, что есть источник знания выше
интеллекта, ограниченного процессом логического рассуждения. Он назвал его
интуицией, но это состояние бытия выходит даже за пределы интуиции, к прямому и
немедленному знанию, так как интуиция лишь другое название для общей суммы
прошлых опытов. Обычный человек не должен рассуждать или интуитивно познавать
солнце, чтобы поверить в его существование. Оно находится перед ним, это
ПРАТАКША, что делает все доказательство необязательным. Все истинное знание
существует само по себе и совершенно независимо от чувств. Это есть деятельность
души, и она совершенна без чувств, - говорит Бен Джонсон. Надежнейший путь к
Истине,- говорит Генри Бергсон - через восприятие, интуицию, рассуждение до
определенной точки, затем - совершение смертельного прыжка. Это ДИВЬЯ ДРИШТИ,
или ДЖНАНА ЧАКШУ (т.е. непосредственный опыт души, Самой Реальности). Именно
через духовные вспышки и проблески из запредельного получают некоторое видение
Истины в форме духовного прозрения, вдохновения и откровения. Духовный опыт,
хотя он сам себя подтверждает и стоит за пределами самых дальних границ разума,
однако, не противоречит разуму, а делает его совершенным.
Кроме того, Самадхи является ЧАЙТАНЬЯ - Всесознанием, в отличие от ДЖАР Самадхи.
Хатха йогин, практикой КХЕЧАРИ МУДРА отводит свои праны в Сахасрар Чакру,
местонахождение Джива-Атма или души, и может сидеть в этом состоянии пустоты в
горной пещере или подземной полости месяцами и годами. Это вид ЙОГА НИДРА, или
йогического сна, не дающий сверхчувственного знания или духовного опыта. В
противоположность этому, находящийся в Чайтанья Самадхи пребывает в состоянии
совершенного сознания и может выйти из него по желанию с новым супраментальным
опытом и духовной мудростью. Джар Самадхи невозможно прервать самому, это должны
сделать другие сложной процедурой массажей и т.д. Раджа, Бхакта или Джнана йог
может быть легко пробужден кем-то простым встряхиванием его тела, дутьем в
раковину или ударом гонга. Чайтанья Самадхи достигается, когда гуны, лишенные
движения, становятся дремлющими, и сила сознания устанавливается в своей
собственной природе; поэтому оно часто называется КАЙВАЛЬЯ САМАДХИ, или Самадхи
совершенной свободы и независимости.
Самадхи Йога
Йога, как уже сказано, означает устойчивость разума, порожденную
чит-врити-ниродха (сведение разума на нет или устранение из разума всех
ментальных вибраций), а термин САМАДХИ, включающий два санскритский корня САМ и
АДХИ, означает принятие, поглощенность и устойчивость в созерцании или глубокую
внутреннюю концентрацию.
Каждый индивидуум приходит в мир со своим собственным прошлым, которое делает
его подходящим для конкретного типа йоги. Поэтому он должен заниматься такими
йоговскими практиками, которые могут лучше всего подходить ему. Самадхи йога -
высшая форма йоги. Некоторые дети естественно склонны к ней, и некоторые люди
могут приняться за нее, даже не проходя трудную тренировку, обычно
предписываемую для обыкновенных людей. Ее практика, в таких случаях, может быть
предписана без каких-либо сомнений тем, кто созрел для нее посредством прошлых
САМСКАР.
Разум достигает ВИГЬЯН или ДЖНАНА в горловом плексусе (КАНТХ ЧАКРА), который
тесно связан с местонахождением сознания в бодрствующем состоянии. ВИГЬЯН и
АНАНД, или сознание блаженства, появляется только в САХАСРАРЕ или
САХАСДАЛ-КАНВАЛЕ, тысячелепестковом лотосе позади бровей, и Самадхи йога
направлена на реализацию этого состояния, в котором можно внутренне ощутить
присущее душе блаженство.
Самадхи - это состояние чистого блаженства, прямой источник всего иного: ВИГЬЯН
(ДЖНАНЫ), МАНАСА (вещества разума), ПРАН (жизненных энергий) и АННЫ (физического
мира чувственных объектов). Ананд, или блаженство, есть внутренний и основной
субстрат всего существующего, и именно поэтому все создания имеют врожденную
жажду удовлетворенности, счастья и блаженства. Не говоря о человеке, даже
животные, насекомые и, фактически, все созданные существа всегда заняты поиском
этого в различных степенях и аспектах, каждый согласно своей природе. Но его
огромная важность или сознание пробуждается