только в человеке, когда он
находится в состоянии Самадхи. Это постепенный процесс поднятия с одного плана
на другой, пока джнана не объединится с блаженством на уровне Самадхи, и
состояние блаженства не реализуется сознательно и полностью. Эта единственная
цель и является целью Самадхи йоги.
Существенное качество блаженства характерно для души, или атмана. Именно пелена
ВИГЬЯН, или ДЖНАНА скрывает их состояние блаженства. В тот момент, когда пелена
устраняется и человек поднимается над более высоким уровнем интеллекта
(самосознания), он осознает истинное счастье и блаженное море атмана,
расстилающееся внутри и вокруг него до неизмеримых глубин и высот. Все
промежуточные четыре КОШИ: АННА, ПРАНА, МАНАС и ВИГЬЯН являются привалами у
дороги в духовном путешествии для вырабатывания шаг за шагом йоговской садхны в
ее полном расцвете, или джнана, и обеспечивают питание сознанию, когда оно
спускается ниже. Но когда оно однажды становится устойчивым и вступает в контакт
с духовным блаженством, оно осознает истинные и более высокие ценности жизни,
перестает интересоваться преходящими и призрачными удовольствиями мира и ищет
поглощенности в Абсолютном Блаженстве. Это кульминационный пункт в духовной
садхне, или практике, и когда он достигнут, ничего больше не остается делать. Но
беда большинства из нас в том, что мы часто считаем ДЖНАНА, или ГЬЯН целью всех
человеческих усилий, и поэтому не пытаемся проникнуть сквозь ее пелену, выйти за
ее пределы в сознание Я и вкусить из блаженного источника души, который лежит
впереди. В результате, без контакта с осознанием блаженства и его предвкушения,
мы становимся ВАЧАК ГЬЯНИ, или гьяни только по имени, и всегда становимся
жертвой беспочвенных страхов и угнетенных состояний разума, сомнений и горя,
которые могут атаковать нас в повседневной жизни в мире. Поэтому правильно
сказано, что:
Настоящий ДЖНАНИ тот, кто связан со Словом.
ВИГЬЯН, кроме того, является состоянием ниже состояния АНАНД, или Настоящего
Блаженства. Как поклонники физического тела остаются запутанными в паутине
АННА-МАИ КОША, поклонники чувственных удовольствий в паутине ПРАН-МАИ КОША, а
контролируемые разумом - в МАНО-МАИ КОША, так же многие так называемые джнани,
или гьяни, остаются пойманными в трясине ВИГЬЯН-МАИ КОША, не понимая, что есть
еще стадия намного большей важности за ее пределами и выше ее. Четыре
окутывающие оболочки являются плотными и тяжелыми, складки внутри складок, и они
скрывают драгоценность совершенного блаженства (ананд). Великий Ювелир, Бог,
держит АНАНД скрытым в сокровенной и чарующей шкатулке ВИГЬЯН, которая своими
цветистыми чарами держит даже так называемого ДЖНАНИ привязанным к телесному
сознанию.
Борцы, спортсмены и ЧАРВАКА, или эпикурейцы, которые считают физическое
благополучие и удовольствие целью жизни, относятся к классу АННА-МАИ ДЖИВА,
которые живут и умирают только ради этого. Затем, есть люди немного смелее,
храбрые и предприимчивые. Они лелеют свои идеи, принципы и убеждения так же, как
свои физические формы, и всегда готовы постоять за них, временами даже ценой
мирских удобств. Такие люди -
ПРАН-МАИ ДЖИВА, так как они находятся под властью пран, от которых зависит вся
жизнь, и в них преобладает элемент вода, так как прана означает жизнь, а жизнь
есть итог воды. В ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАД сказано, что вода, а не пища, является
источником жизни, и именно от воды зависит жизнь.
В свою очередь, люди, наделенные сильными эмоциями и чувствами, остаются
привязанными больше к манасу, чем к чему-либо иному, так как в них преобладает
элемент огня. Все поэты, писатели, изобретатели, конструкторы и архитекторы
попадают в категорию МАНО-МАИ ДЖИВА. Вся их энергия направлена в разум, и они
заняты поисками, близкими их сердцу. Они - страдальцы пути разума.
Затем, имеется класс людей, которые, разумно заботясь о своих телесных
удобствах, своих мыслях, верованиях и ментальных поисках, связаны, в основном, с
интеллектуальным рассуждением и логикой в нахождении причин вещей. Они
классифицируются как ВИГЬЯН-МАИ ДЖИВА и находятся в основном под влиянием
элемента воздуха в них.
Высшими в шкале человеческого творения являются АНАНД-МАИ ДЖИВА, которые отдают
предпочтение Блаженству, или истинному счастью, превыше всего иного, всегда
заняты поиском его и не успокаиваются, пока не найдут его и не будут жить им.
Они - эфирные существа и живут во всепроникающем эфире без ограничений. Это
самый тонкий из окутывающих покровов,