Для достижения чего-либо существенного нужно было начинать с раннего
детства. Первые двадцать пять лет БРАХМЧАРЬИ должны были использоваться для
дальнейшего развития тела и разума, формирования физического и умственного
здоровья, способного выдержать трудности жизни. Следующие 25 лет, ГРИХАСТЬЯ,
нужно было прожить как семьянин, глава семьи, опора старикам, жене и умелый
воспитатель детей. Когда обязанности в обществе исполнены, смерть приближается и
жизнь отведана сполна, человек был свободен искать ее внутренний смысл и зреть
для его понимания. Итак, следующие 25 лет нужно было провести в ВАНПРАСТХ, в
уединении гор и лесов, пока с помощью различных садхна и напряженной медитации
не достигалось просветление. Теперь, наконец, можно было называться саньясином и
посвятить последнюю четверть века, предусмотренного для совершенной жизни,
задаче помощи своим собратьям в их поиске духовной свободы.
Даже в старые дни идеал четырех ашрамов был нелегким. Нечего удивляться, что
йога была ограничена немногими избранными и не проповедовалась как курс,
которому должны следовать обычные люди, продолжаясь только как тайная школа,
факел которой передавался от ГУРУ к ЧЕЛА (САДХАК) в ограниченной линии. Пожалуй,
современные условия сделали поиск в этой области еще более трудным и почти
невозможным. Так как жизнь стала сложнее и различные профессии - более
специализированными, люди больше не считают возможным посвящать первые 25 лет
своей жизни только развитию тела и разума в подготовке к финальному поиску. Они
должны проводить их в школах, колледжах и институтах, используя максимум своих
возможностей в подготовке к своей карьере. При постоянно растущем населении
нельзя ожидать, что четверть членов общества - ГРИХАСТХИ обеспечат средства
физического существования для остальных трех четвертей, как возможно было
когда-то.
Как будто этого было недостаточно, цельная восьмиричная йога Патанджали,
кажется, стала еще более специализированной и сложной с ходом времени. Каждая из
ее ветвей развилась до точки, где она выглядит почти самостоятельной.
Неудивительно, что человек, занимающийся различными деталями яма и нияма, или
овладением различными асанами, или изучением контроля пранических, или МАНСИК
(умственных) энергий, начинает воображать, что его конкретная область
специализации является не ступенькой в лестнице целостной йоги, как
предусмотрено Патанджали, а самой йогой. Несомненно, он получает какую-то пользу
от того, что он практикует, часто обретая сверхъестественные психические или
физические способности; но эти самые дары, отвлекая его понимание от конечной
цели, вместо помощи ему становятся подлинным препятствием для его прогресса.
Только очень немногие люди исключительной физической выносливости, долголетия и
необычайной способности не забывать отдаленную цель могут в наше время выполнить
Аштанг Йогу Патанджали до ее логического завершения, ее высшей цели - единства с
Брахманом. Для остальных она должна оставаться или слишком трудной для
выполнения, или процессом, который, поощряя их ошибочно принимать промежуточную
стадию за конечную, средства за цель, отрицает свою собственную цель.
Если духовность должна вызывать медленное восхождение по всем ступеням этой
запутанной и сложной лестницы йоги, то у нее нет выбора, кроме как оставаться
строгой тайной для человечества в целом. Однако, если она должна стать свободным
даром Природы, как солнце, воздух и вода, тогда она должна стать доступной с
помощью метода, который поместит ее в пределы досягаемости каждого: как
взрослого, так и ребенка, как сильного, так и слабого, как САНЬЯСИНА, так и
семьянина. Именно такой метод Кабира и Нанака, дающий нам надежду, и будет
рассмотрен позднее.
3. ФОРМЫ ЙОГИ
Обсудив систему йоги в целом, как она истолкована Патанджали, мы перейдем сейчас
к изучению различных форм йоги, которые возникли впоследствии. Начиная с
традиционных, можно указать четыре различных типа: 1) Мантра Йога , 2) Хатха
Йога, 3) Лайя Йога и 4)Раджа Йога. Большая часть в них заимствована у Патанджали
и представляет собой переформулирование его основных учений, каждая
специализируется на том или ином из его аспектов. Таким образом, некоторая
степень повторения неизбежна; все же, мы должны пойти на это, чтобы иметь более
ясный взгляд на обширный предмет йоги.
3.1. Мантра Йога, или Йога Произнесения
Они даже забывают, что все божества
пребывают в человеческой груди.
Уильям Блейк
Мантра йога занимается,