выполняется. Джапа,
выполняемая шепотом, считается более похвальной, чем произносимая вслух, а
произносимая тихим бормотанием - еще лучше, в то время как МАНСИК ДЖАПА,
выполняемая языком мысли, заслуживает наибольшей похвалы.
Джапы тоже бывают различных типов, согласно случаю, сезону и намерению
делающего. Например, НИТЬЯ ДЖАПЫ нужно выполнять каждый день как дело привычки.
НАМИТТИКА - для определенных церемониальных случаев. ПРАЯШЧИТТА - делается как
аскеза для искупления промахов на пути высокой нравственности. Затем, есть ЧАЛА
и АЧАЛА джапы, которые могут выполняться в любое время, в любом месте и при
любых обстоятельствах, в любом состоянии или позе. Другие требуют особой асаны,
места, времени, направления и т.д., вместе с тщательно разработанным ритуалом,
т.е. дарением цветов, благовониями, фимиамом, маханием светильником и звоном
колокольчика, ХАВАН и ТАРПАН (ритуалы огня и воды), с различными очистительными
действиями.
Для успеха в Мантра Йоге необходимо, чтобы садхак соблюдал чистоту внутри и
снаружи, имел искреннюю преданность, примерный характер и поведение до того, как
он сможет иметь какую-то степень концентрации и созерцания.
Мы наблюдаем подобные практики среди мусульманских факиров, которые практикуют
ВИРД, или повторение священных слов, таких как ХУ, ХАК, АНАЛ-ХАК и используют
ТАЗБИХ (четки) для этой цели. Христианские монахи также перебирают свои четки и
поют гимны и псалмы.
3.2. Хатха Йога
Эта форма йоги имеет дело с контролем тела и телесной активности как средством
успокоения разума. Ее цель - сделать человеческое тело достаточно сильным и
способным выдержать труднейшие и тяжелейшие условия, сделать его
невосприимчивым, насколько возможно, к физическим болезням. Но кроме крепкого
телосложения и возможного долголетия с помощью пранаямы, или ХАБС-И-ДАМ, как ее
называют мусульмане (контроль и регулирование дыхания), сама по себе она не
очень помогает в самореализации, хотя она может в некоторой степени подготовить
почву для более высокого типа духовной дисциплины, приводя к ней. Она в
некотором смысле является лестницей к Раджа Йоге. Она даже не может дать
разуму сколько-нибудь большую степень контроля, как это обычно предполагается.
Практикой Хатха Йоги можно достичь некоторых сиддхи, или психических сил, с
помощью выполнения определенных асан, мудр, бандх или физических положений и поз
и практики пранаямы. Эта система включает соблюдение ряда епитимий и
аскетических упражнений типа постов и бдений, МАУН, или обета молчания, на
месяцы и годы, ПАНЧ АГНИ ТАПАС (сидения с зажженными огнями с четырех сторон и
палящим солнцем над головой), стояния на одной ноге, подвешивания себя головой
вниз и т.д.
Некоторые из христианских святых доходили до больших крайностей, вроде одевания
пробитых гвоздями одежд, власяниц, бичевания тела, порки себя - все это для
имитации страданий Христа. Даже среди мусульман-шиитов мы видим следы мучения
себя, когда в дни МУХАРРАМ они бьют себя в грудь и по спине ножами,
прикрепленными к железным цепям, в память об ужасных страданиях Хассана и
Хуссейна, внуков Пророка, которым они подвергались с горсткой своих верных
последователей в защиту своей веры в руках своих единоверцев под Язидом на
палящих равнинах Карбла. Но все эти ужасные самоистязания, какими бы они ни были
героическими, едва ли дают какую-нибудь духовную пользу. Что толку мучить и
подвергать пытке тело, когда змей разума лежит, безопасно скрытый глубоко под
поверхностью, и продолжает процветать невредимым?
Оставляя в стороне подобные формы самоистязания, Хатха Йога направлена на
совершенствование тела как инструмента для более высоких типов йог и, как
таковая, может иметь некоторую ценность, чтобы дать возможность телу выдержать
стресс и напряжение, вызванные ими. Но даже обычные ХАТХА ЙОГА КРИИ слишком
трудны для выполнения и часто ведут к внутренним осложнениям, которые временами
оказываются серьезными и неизлечимыми и угрожают жизни.
Эти крии предназначены для очищения артерий и других каналов тела от всех видов
накопившихся минеральных отложений, вроде мела, извести, соли и т.д., засоряющих
организм и являющихся коренной причиной дряхления и болезней. Этот процесс
деинтоксикации и омоложения делается с помощью очистительных действий,
называемых ШАТ КАРМА (шесть действий):
1. НЕТИ КАРМА (очищение носа). Кусок тонкого муслина длиной в три четверти ярда
скручивается, как шнурок, и покрывается оболочкой из воска. Он просовывается