Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

выполняется. Джапа,

выполняемая шепотом, считается более похвальной, чем произносимая вслух, а

произносимая тихим бормотанием - еще лучше, в то время как МАНСИК ДЖАПА,

выполняемая языком мысли, заслуживает наибольшей похвалы.

Джапы тоже бывают различных типов, согласно случаю, сезону и намерению

делающего. Например, НИТЬЯ ДЖАПЫ нужно выполнять каждый день как дело привычки.

НАМИТТИКА - для определенных церемониальных случаев. ПРАЯШЧИТТА - делается как

аскеза для искупления промахов на пути высокой нравственности. Затем, есть ЧАЛА

и АЧАЛА джапы, которые могут выполняться в любое время, в любом месте и при

любых обстоятельствах, в любом состоянии или позе. Другие требуют особой асаны,

места, времени, направления и т.д., вместе с тщательно разработанным ритуалом,

т.е. дарением цветов, благовониями, фимиамом, маханием светильником и звоном

колокольчика, ХАВАН и ТАРПАН (ритуалы огня и воды), с различными очистительными

действиями.

Для успеха в Мантра Йоге необходимо, чтобы садхак соблюдал чистоту внутри и

снаружи, имел искреннюю преданность, примерный характер и поведение до того, как

он сможет иметь какую-то степень концентрации и созерцания.

Мы наблюдаем подобные практики среди мусульманских факиров, которые практикуют

ВИРД, или повторение священных слов, таких как ХУ, ХАК, АНАЛ-ХАК и используют

ТАЗБИХ (четки) для этой цели. Христианские монахи также перебирают свои четки и

поют гимны и псалмы.

3.2. Хатха Йога

Эта форма йоги имеет дело с контролем тела и телесной активности как средством

успокоения разума. Ее цель - сделать человеческое тело достаточно сильным и

способным выдержать труднейшие и тяжелейшие условия, сделать его

невосприимчивым, насколько возможно, к физическим болезням. Но кроме крепкого

телосложения и возможного долголетия с помощью пранаямы, или ХАБС-И-ДАМ, как ее

называют мусульмане (контроль и регулирование дыхания), сама по себе она не

очень помогает в самореализации, хотя она может в некоторой степени подготовить

почву для более высокого типа духовной дисциплины, приводя к ней. Она в

некотором смысле является лестницей к Раджа Йоге. Она даже не может дать

разуму сколько-нибудь большую степень контроля, как это обычно предполагается.

Практикой Хатха Йоги можно достичь некоторых сиддхи, или психических сил, с

помощью выполнения определенных асан, мудр, бандх или физических положений и поз

и практики пранаямы. Эта система включает соблюдение ряда епитимий и

аскетических упражнений типа постов и бдений, МАУН, или обета молчания, на

месяцы и годы, ПАНЧ АГНИ ТАПАС (сидения с зажженными огнями с четырех сторон и

палящим солнцем над головой), стояния на одной ноге, подвешивания себя головой

вниз и т.д.

Некоторые из христианских святых доходили до больших крайностей, вроде одевания

пробитых гвоздями одежд, власяниц, бичевания тела, порки себя - все это для

имитации страданий Христа. Даже среди мусульман-шиитов мы видим следы мучения

себя, когда в дни МУХАРРАМ они бьют себя в грудь и по спине ножами,

прикрепленными к железным цепям, в память об ужасных страданиях Хассана и

Хуссейна, внуков Пророка, которым они подвергались с горсткой своих верных

последователей в защиту своей веры в руках своих единоверцев под Язидом на

палящих равнинах Карбла. Но все эти ужасные самоистязания, какими бы они ни были

героическими, едва ли дают какую-нибудь духовную пользу. Что толку мучить и

подвергать пытке тело, когда змей разума лежит, безопасно скрытый глубоко под

поверхностью, и продолжает процветать невредимым?

Оставляя в стороне подобные формы самоистязания, Хатха Йога направлена на

совершенствование тела как инструмента для более высоких типов йог и, как

таковая, может иметь некоторую ценность, чтобы дать возможность телу выдержать

стресс и напряжение, вызванные ими. Но даже обычные ХАТХА ЙОГА КРИИ слишком

трудны для выполнения и часто ведут к внутренним осложнениям, которые временами

оказываются серьезными и неизлечимыми и угрожают жизни.

Эти крии предназначены для очищения артерий и других каналов тела от всех видов

накопившихся минеральных отложений, вроде мела, извести, соли и т.д., засоряющих

организм и являющихся коренной причиной дряхления и болезней. Этот процесс

деинтоксикации и омоложения делается с помощью очистительных действий,

называемых ШАТ КАРМА (шесть действий):

1. НЕТИ КАРМА (очищение носа). Кусок тонкого муслина длиной в три четверти ярда

скручивается, как шнурок, и покрывается оболочкой из воска. Он просовывается