привести
физический дом в порядок, и это делается практикой Шат Карм, или шести
предварительных упражнений, описанных выше. После этого, для успешного
выполнения этого типа йоги и приобретения опытности в ней, нужно обратиться к
следующим дисциплинам:
а) Скрупулезное культивирование Яма и Нияма.
б) Соблюдение САНДЖАМ, или умеренности и дисциплины, во всех фазах жизни, и, в
частности, в мыслях, словах и делах.
в) Физические позы: асаны, мудры, бандхи.
г) Пранаяма, или контроль и регулирование дыхательной системы. Все они были
объяснены в Аштанг Йоге.
Мы можем сейчас рассмотреть то, что говорят некоторые писатели о месте Хатха
Йоги на духовном пути. Шри Йогиндра во Введении к своей Хатха Йога
(упрощенная) говорит о Хатха Йоге следующее:
Необходимость этой системы йоги должна была ощущаться в далеком прошлом, когда
тренировка и развитие физического становились весьма важной формой дисциплины и
контроля умственного, морального и психического. В этом контексте Хатха Йога
должна быть и считается методическим подходом к достижению наивысшего в йоге.
Поскольку она имеет дело, в первую очередь, с физическим человеческим телом по
отношению к ментальному, ей подходит определение физиологической йоги, или
ГХАТАСЬЯ ЙОГИ.
Автор Элейн Даниелу в своей книге Йога: Метод Реинтеграции описывает метод
Хатха Йоги как реинтеграцию через силу, потому что Я не в пределах
досягаемости слабого, и, касаясь ее цели и метода, говорит:
Хатха Йога - это название, данное техническим практикам и дисциплинам, с
помощью которых можно взять под контроль тело и жизненные энергии. Как одно из
средств йоги, она является первичной подготовкой к пути реинтеграции,
существенной для дальнейшей реализации.
Все трактаты по йоге настаивают, что единственная цель физических упражнений
Хатха Йоги - преодолеть физические препятствия на духовном или королевском пути
реинтеграции - пути Раджа Йоги.
Хатха буквально означает сила воли или неукротимая воля сделать что-нибудь
или достичь какой-нибудь цели, какой бы необычной она ни могла бы показаться.
Значение слова хатха Даниелу продолжает объяснять из ГОРАКША САМХИТА так:
Слог ХА представляет Солнце, и слог ТХА представляет Луну, а соединение (йога)
Солнца и Луны является поэтому Хатха Йогой.
Космические принципы, проявляющиеся в планетарном мире как Солнце и Луна,
обнаруживаются в каждом аспекте существования. В человеке они проявляются, в
основном, в двух формах: одна в тонком теле, другая в грубом теле. В тонком теле
они проявляются как два канала, по которым наши восприятия перемещаются между
тонким центром в основании позвоночника и центром на вершине головы. Они
называются Ида и Пингала; один соответствует холодному аспекту Луны, а другой -
теплому аспекту Солнца.
В грубом теле лунный и солнечный принципы соответствуют дыхательной, холодной, и
пищеварительной, теплой, жизненным энергиям и называются прана и апана. Именно
координацией этих двух самых мощных жизненных импульсов, йог достигает своей
цели. Что касается дыхания, вдыхаемый холодный воздух называется ПРАНА ВАЮ, а
выдыхаемый теплый воздух АПАНА ВАЮ.
Хатха Йога имеет несомненные достоинства, многие из которых уже описаны в
предыдущей главе, когда описывались асаны, пранаяма и пратьяхара. Она
закладывает основание здоровой жизни, способной выдержать большие физические
нагрузки, с помощью удаления ядовитой и нечистой материи из телесной системы. К
йогу смерть приходит не как мучительный конец долгого процесса дряхления, а как
осенний лист или зрелый плод; это отделение совершается естественно благодаря
внутренней зрелости. Достижение контроля над различными физическими функциями
естественно приносит с собой также некоторую степень умственного контроля, так
как никакая строгая дисциплина тела невозможна без дисциплины воли, и развитие
одной стимулирует другую.
Тем не менее, психические и физические силы, которые Хатха Йога обеспечивает
успешному садхаку, не лишены ловушек и опасностей. Вместо того, чтобы держать их
в строгой тайне для дальнейшего духовного прогресса или использовать только для
самых гуманитарных целей, они часто применяются для завоевания восторга публики
и богатства. Не случайно, обычный человек связывает эту йогу с людьми, которые
ходят по горячим углям, глотают битое стекло или металлические лезвия, едят
головы змей и грызунов, сдерживают едущие машины или позволяют, чтобы грузовики
и слоны проходили по ним. Серьезно мыслящий человек, изучающий