Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

йогу, наблюдая

эти злоупотребления, должен использовать эти практики строго как средства к

достижению Раджа Йоги или иначе отбросить их полностью, как еще одно отвлечение

от цели, другое средство для балования эго, которым он намеревается овладеть.

Хьюстон Смит в Религиях человека изложил дело откровенно:

Некоторые люди заинтересованы, в основном, в координировании своих тел. Нечего

говорить, что они имеют своих йндийских двойников людей, которые считают

овладение телом своим основным интересом... В то время как Запад искал силу и

красоту, Индия интересовалась точностью и контролем, идеально полным контролем

над каждой функцией тела... Джулиан Хаксли осторожно высказался, что Индия,

кажется, открыла некоторые вещи о том, что тело можно заставить делать, о

которых Запад не имеет понятия. Это обширное собрание наставлений включает

подлинную йогу, Хатха Йогу. Первоначально она практиковалась как предварительная

ступень к духовной йоге, но так как она в основном потеряла эту связь, она не

должна интересовать нас здесь. Суждение индусских святых на эту тему может быть

принято нами: с телом можно делать невероятные вещи, если это вам интересно и вы

согласны посвятить свою жизнь этому. Но эти вещи имеют мало общего с

просветлением. Фактически, они вырастают из желания покрасоваться, овладение ими

делается из гордости и этим враждебно духовному прогрессу.

3.3. Лайя Йога

Это йога поглощенности или слияния. ЛАЙЯ буквально означает потеряться в

какой-то всепоглощающей идее или преобладающей страсти. Глубокой и постоянной

поглощенностью через концентрацию постепенно приходят в состояние забвения обо

всем ином, включая само тело, имея только одну господствующую мысль в уме,

которая является целью для реализации. Эта навязчивая идея может быть о чем

угодно - о мирском приобретении, власти и деньгах, имени и славе, даже о

приобретении риддхи и сиддхи, или сверхестественных сил, или, превыше всего, о

достижении Конечной Реальности, которую мы называем Богом. Так, есть различные

формы и стадии Лайя Йоги; высшей, конечно, является поглощенность созерцанием

Бога. Концепцией йогов на этот счет является астральный свет, а средствами к

этому - практика мудра, замкнутых поз, многие из которых уже описаны в

предыдущей главе, так как Лайя Йога близко соответствует взглядам Патанджали на

дхиан. Высший тип созерцания в Лайя Йоге поднимает над телесным сознанием, ведя

к Божественной Земле человеческой души - Сахасрару, или штабквартире тонких сфер

с тысячелепестковым лотосом, полным огней в пирамидальном образовании. Забвение

всего, кроме темы непрерывной медитации - ключ к успеху в этой форме йоги. Это

естественный результат пратьяхары и дхарны, ведущих к дхиану, которые, будучи

соединены вместе, образуют основу Лайя Йоги.

Йоги верят в двойственные принципы - Пуруш и Пракрити, позитивный мужской и

негативный женский принципы - как в Человеке, так и в Природе. В Человеке эта

энергия Природы лежит свернутой в основном, в нижнем центре тела, и процесс

состоит в пробуждении ее к действию выполнением асан и практикой йоговского

дыхания и приведению ее вверх через центральный нади - Сукхман - пока она не

достигнет и не вольется в высший центр - Пуруш в Сахасраре - отсюда название

Йога слияния.

Для успеха в Лайя Йоге нужно полагаться на огни различных элементов, которые

преобладают в чакрах, или центрах пинд, физического тела. Так как этот путь

слияния разума с чид-акаш не свободен от опасностей, необходимо проделывать его

под строгим руководством адепта этой линии.

Лайя Йога принципиально отличается от других форм йоги, которые главным образом

имеют позитивный подход через концентрацию или созерцание какого-либо

фиксированного объекта. В Лайя Йоге подход негативного типа. Вместо контроля

разума, как обычно делают системы йоги, она концентрируется на контролировании

Кундалини, жизненной энергии, которая лежит скрытой и латентной, и возможно

потому, что она имеет дело с латентностью, она названа Лайя Йогой.

3.4. Раджа Йога

Как указывает и предполагает название, это означает королевский путь к

реинтеграции, реинтеграции души, сейчас находящейся в состоянии

раздробленности, потеряв свою целостность из-за отвлекающего влияния разума,

идущего по столь многочисленным внешним каналам. Этот путь дает научный подход к

Божественному и лучше всего подходит людям, одаренным научным разумом и научной

точкой зрения как на внутреннее, так и на внешнее, приверженным

экспериментированию.