Она основана на предположении, что истинное Я в человеке
совершенно отлично и более чудесно, чем то, что обычно предполагается и чем
кажется в повседневной жизни, где оно подвержено ограничениям, давящим на него
со всех сторон, заставляя его выглядеть для всех практических целей конечным
элементом, а не безграничной реальностью, какой оно в действительности является.
Кроме того, эксперименты в Раджа Йоге должны выполняться на самом себе, в
отличие от других наук, в которых весь процесс экспериментирования проводится на
внешней природе. От Раджа Йога не ожидается принятие вещей само собой
разумеющимися или слепое признание авторитета священного писания или чего-то
иного. Его путь - это эксперимент на себе в лаборатории разума, и он
продвигается медленно, но неуклонно, шаг за шагом, и никогда не останавливается,
пока цель не достигнута.
Человек, согласно Раджа Йоге - слоистая сущность, и одет во множество
оболочек, одна внутри другой, т.е. тело, телесные привычки, образ жизни,
унаследованные и приобретенные чувства и пристрастия, жизненные энергии,
беспокойный разум с бесчисленными умственными вибрациями, всегда активная воля и
эгоцентричность и т.д. - все они образуют коши или завесы, покрывающие атман.
Внутри них лежит драгоценность самой Сущности, вечное Я под феноменальной
личностью. Таким образом, полное освобождение (МУКТИ) состоит в полном
избавлении от бесчисленных ограничивающих процессов, окутывающих Бесконечный
Океан Созидательного Жизненного Принципа, чтобы иметь всю силу, всю жизнь, всю
мудрость, всю радость, все блаженство и все остальное в его полноте. Иными
словами, это означает деперсонализацию души, буквально, срыванием личности или
маски, которую надевает актер, когда выходит на сцену играть свою роль. Работа
Раджа йога - раскрыть Реальность внутри себя, устранив бесчисленные маски или
ложные отождествления, и тем отделить великое Я от окутывающих оболочек,
которыми оно загромождено.
Аштанг Йога, или восьмиричный путь Патанджали, ведет к тому, что широко известно
как Раджа Йога. Это лестница, посредством которой достигают НИРБИДЖ САМАДХИ,
УНМАНИ, СЕХАДЖ-АВАСТХА или ТУРЬЯ ПАД, которое является венцом всех систем йоги и
цветом йоговского искусства. Она имеет дело с тренировкой разума и его
психическими силами до той степени, которая может привести к Просветлению,
посредством которого достигается истинное восприятие, и человек приобретает
уравновешенность, состояние бодрствующего транса. Его душа непоколебимо
внутренне фиксирована в своем центре, САМ, даже если он может внешне быть занят
мирскими делами, как остальное человечество. Это состояние является кульминацией
всех йоговских усилий и практик и, однажды достигнув его, йог, живя в мире,
больше не принадлежит миру. Именно так Радж Риши Джанак и Господь Кришна, принц
йогов, жили в мире, всегда занятые мирской деятельностью, поддерживая колесо
мира в своих руках в постоянном движении, и все же с неподвижным центром,
фиксированным на Божественном Плане. Все их действия характеризовались
деятельностью в бездействии. Такова вершина системы йоги, состояние, в котором
чувства, разум и интеллект приходят к неподвижности. В КАТХА УПАНИШАД сказано:
Когда все чувства успокоены, когда разум находится в покое,
когда интеллект не волнуется - это, говорят мудрые,
есть высшее состояние - Кайвалья Пад
(состояние высочайшей реализации).
Оно направлено на Самадхи (финальный шаг в системе йоги Патанджали), посредством
которого индивид деиндивидуализируется и воспринимает внутри себя всеобщность,
неограниченную и невоплощенную, безграничную и свободную, всепроникающую, как
эфир. Таково видение всех вещей в аспекте вечности.
Здесь были бы уместны несколько слов о состоянии Самадхи. Самадхи может быть
сознательным или сверхсознательным. В первом разум осознает объект, а во втором
есть внутреннее спокойствие, в котором как будто при вспышке видят и получают
настоящее прозрение об объекте, каков он в действительности. Это есть видение
души (внутренним духовным глазом), когда наши телесные глаза закрыты, это есть
познание прямым и непосредственным восприятием, в отличие от опосредованного
знания, т.е. через посредство дымчатых очков чувств, разума и интеллекта. Это
состояние спокойного безмолвия, далеко удаленного от сводящего с ума внешнего
мира. Это мистическое состояние, в котором чит, манас, будхи и аханкар теряют
свои соответственные функции, и только освобожденное и деиндивидуализированное