развить способность распознавания, чтобы быть
способным отличить АГЬЯН от ГЬЯН, т.е. невежество от истинного знания,
иллюзорный характер Майи от Брахмана. Когда убеждаешься в последнем, получаешь
проблески того, что везде - только всепроникаюший Брахман в Его беспредельной
сущности, внутренне присущей всем формам и цветам, которые извлекают свой узор и
оттенок только из этой сущности. Такое восприятие является рассветом истинного
знания и божественной мудрости.
В Бхакти Йоге подобным же образом мы начинаем с двойственного принципа БХАГАТ и
БХАГВАНТ, или преданный и божество, и преданный постепенно утрачивает свое
маленькое я и видит свое божество всепроникающим, а его собственное я
распространяется настолько, что охватывает все целиком, как его собственный
ИШТ-ДЭВА (божество).
Кто бы ни вошел в соляную шахту, начинает просаливаться. Как вы мыслите,
такими вы и станете. Опять таки, в Карма Йоге можно войти в КАРМА КШЕТРА, или
поле действий, начиная под воздействием какой-то побуждающей силы, но с течением
времени познается ценность бескорыстной Кармы. Когда Кармы выполняются ради них
самих, без какой-либо привязанности к плодам их, то связывающее действие
исчезает, и силой привычки постепенно становятся НЕХ-КАРМА (бездействие в
действии) или неподвижной точкой в вечно вращающемся колесе жизни.
Таким образом, когда с периферии своего существа человек достигает центра своего
существа, он достигает бездеятельности в действии и освобождается от
сковывающего действия Кармы.
1.1. Что такое врити
Когда поток, исходящий из духа, наталкивается на какой-нибудь объект, например,
физический предмет, ментальное чувство, мысль или чувственное ощущение и
возвращается к своему источнику, это называется ВРИТИ. Врити создает модуляцию в
веществе разума. Все наше знание о мире снаружи и внутри приходит от врити, или
лучей мысли. Луч света, отраженный от объекта или исходящий из него, проходит
через глаза в мозг, где он превращается в мысленные впечатления, которые делают
нас осведомленными об объекте.
Врити бывают пяти видов:
1. ПАРМАН: взаимоотношение между чистой душой и ПРАКРИТИ, или Природой,
называется ПАРМАН. В каждом проявлении чистая душа находит в основе свою
собственную сущность, и ничто не существует отдельно от Нее.
2. ВИПРЕХ: взаимоотношение между познающей душой и Пракрити, или объектом
Природы, называется Випрех. Она обманывается и принимает проявленную форму за
действительность, но остается скептичной относительно единого и активного
жизненного принципа в основе.
3. ВИКАЛЬП: это взаимоотношение, которое душа, управляемая разумом, имеет с
объектами, вызывая сомнения и иллюзию по отношению к самим объектам, их
существованию, их внутренней природе и жизненному принципу в их основе.
4. НИДРА: это отношение, которое душа, покрытая праной, имеет с объектами. Оно
включает в себя похожие состояния сна со сновидениями и глубокого сна, невзирая
на существующее окружение.
5. СМРИТИ: взаимоотношение воплощенной души с объектами мира на физическом
плане.
Все эти врити создают множество преград на пути души, жаждущей понять свою
истинную сущность и природу, которая в действительности есть не что иное, как
сущность Бога. Поэтому Кабир говорит: Душа - из той же самой сущности, что и
сущность Бога.
Подобным же образом и мусульманские святые выражают ту же мысль, когда говорят о
душе как об АМАР-И-РАББИ, или указе Бога.
Если бы только очистить ЧИТ от врити (ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА, как это называют),
ничего бы не осталось, кроме чистой сущности Божественного. Отсюда часто
повторяемые прославленные изречения о йоге:
ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА (очищение разума от умственных колебаний)
есть сущность йоги.
Патанджали
Единение души и Сверхдуши есть йога.
Яджнавалкья
Выпутывание души из материалов жизни
Путем снимания с нее окутывающих ее покровов есть йога.
Мачхандра Натх и Горакх Натх
Самый легкий, наиболее древний и естественный путь получить плоды йоги, которому
учили Кабир, Нанак и другие до и после них - это путь Шабд Йоги или Сехадж Йоги,
который давали Учителя-святые с незапамятных времен. Когда дух способен с
помощью практики духовной САДХНЫ сбросить одну за другой различные оболочки, он
становится чистым духом, совершенным в себе, сознательной сущностью, самосущей и
самосветящейся, вечно одинаковой и вечно свободной. Согласно учениям святых,
йога - это общение души со святым Словом (Богом в проявлении), Силой Бога или
Духом Бога: ШРУТИ, СРАОША, КАЛЬМА, НААМ