Я сияет своим собственным ярким светом. Вьяса рассказывает нам об этом
состоянии:
Йогу лучше всего можно узнать только посредством йоги,
так как йога проявляется через йогу.
Йога Бхашья, 3:6
Самый священный слог Раджа йогов - АУМ. В Мандукья Упанишад мы имеем детальное
описание этого слова. Это то же самое, что Святое Слово в Евангелии от Иоанна.
Это КАЛЬМА или БАНГ-И-КАДИМ мусульман, АКАШ БАНИ или ВАК ДЭВИ древних Риши,
УДГИТ или НААД Упанишад, СРАОША Зороастра и НААМ или ШАБД Мастеров. Мир и Веды -
все произошло от этого слога АУМ. В Гите сказано:
Брамин, повторяющий и думающий об Аум, идет вперед,
оставляющий тело идет дальше к высшему пути.
Господь Кришна говорит о себе:
Я - ОМКАР, Я - ПРАНВА во всех Ведах,
в речи Я - ЭК-АКШРА (Один Слог).
В Упанишадах заявляется:
Аум - лук, разум - стрела, Брахман - мишень. Познай Брахмана концентрацией,
попади в цель целенаправленностью зрения (ЭКАГРАТ), а затем как стрела,
становящаяся одним с мишенью, индивидуальная душа станет отождествленной с
Брахманом.
Единственная вибрация в Брахмане (ЭКО АХАМ БАХУСЬЯМ) создала все локи и этим
привела к существованию все планы - духовный, причинный, астральный и физический
с их бесчисленными делениями и подразделениями. Физические вибрации в человеке
соответствуют одной первоначальной вибрации, которая привела к проекции СРИШТИ,
или Вселенной, со всеми ее троицами, такими так БРАХМА, ВИШНУ и ШИВА; САТВА,
РАДЖАС и ТАМАС; ДЖАГРАД, СВАПАН и СУШУПТИ, каждый из которых содержится в Ауме,
владыке трех миров.
Господь Яма, Бог смерти, убеждая Начикету, сказал:
Цель, одинаково превозносимая всеми Ведами, за которую человек борется
посредством всех своих тапа - это, вкратце, Аум.
Аналогично, термин ПРАНВА означает что-то всегда новое и свежее, неизменное и
вечное (КУТАСТХА НИТЬЯ), как связь между Шабдом и его значением, в
противоположность ПАРИНАМА НИТЬЯ, которое вечно меняется.
Из сказанного выше следует, что каждая из четырех классических форм йоги - не
что иное, как неотъемлемая часть системы йоги в целом, данной Патанджали, с
особым ударением на том или ином аспекте системы, и что эти формы образуют
поступательное развитие от Мантра Сиддхи к Раджа Йоге, где каждый шаг готовит
путь для следующей, более высокой стадии на йоговском пути.
Чтобы сделать йогу более осуществимой, в более поздние времена были сделаны
различия для разных типов людей, основанные на индивидуальных темпераментах и
профессиях. Высоко интеллектуальные люди, которые обдумывают все, очень часто
принимали Джнана Йогу, или Йогу Знания; людям эмоционального темперамента
предлагали Бхакти Йогу, или Йогу Поклонения, состоящую из благочестивых
упражнений типа пения гимнов и псалмов (как делали принцесса Мира и Чайтанья
Махапрабху). Опять таки, занятые прежде всего внешней мирской деятельностью
считались лучше всего подходящими для Карма Йоги, или Йоги Действия, состоящей
из аскез вроде постов и бдений, выполнения ЯДЖНА и других благотворительных дел,
похвальных деяний типа паломничества в святые места, чтения святых писаний и
т.д., и, превыше всего, пути бескорыстного исполнения долга. Таким путем
возникли три типа популярных йог, а именно - йоги головы, сердца и руки, т.е.
Джнана Йога, Бхакти Йога и Карма Йога. Первое ясное и недвусмысленное изложение
этих йог находится в Бхагавад Гите, а Господь Кришна занимает по отношению к ним
такое же положение, как Патанджали к четырем традиционным типам.
Но нужно отметить, что эти три типа нельзя классифицировать как совершенно
отдельные. Каждая из них едва ли может выполняться сама по себе, при полном
исключении остальных. Они просто указывают на преобладающие и внутренне присущие
черты в натуре стремящихся. Чисто теоретическое знание йоги без преданности и
действия подобно дереву, лишенному листвы и плода, и пригодному только для
топора дровосека. К тому же, преданность сама по себе бессмысленна, если не
имеешь интеллектуального понимания и фактического опыта предмета и не борешься
за это активно. Действия сами по себе, хорошие или плохие, без преданности и
знания, держат человека в постоянном рабстве, как оковы из золота или стали,
потому что оба вида имеют одинаковую связывающую силу и эффективность. Этот мир
- КАРМА КШЕТРА, или поле действия, и все действия, выполненные на плане чувств
без различающего знания и любящей преданности, приносят плод, который деятель
должен пожинать, хочет он этого или нет. Только действие, выполненное без
привязанности