человеческой натуре. Каждый получает мистический зов к тому, к чему он склонен
по своему темпераменту. Рассудительному философу, одаренному логическим умом, он
приходит так: Оставь все иное и познай меня. Стремящийся к духовности,
наделенный эмоциональным умом, получает его таким: Оставь все иное и потеряйся
в моей любви. А высоко практический и активный ум получает такой зов: Оставь
все иное и служи мне.
Как уже сказано, эти три подхода частично совпадают и не могут быть полностью
разделены. Что-то от бхакта и карма-йога присутствует в истинном джнани; что-то
от джнани и карма йога - в истинном бхакте; и что-то от джнани и бхакты - в
истинном карма-йоге. Дело не в исключительности, а в преобладающей тенденции.
3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите
Кроме этих хорошо известных и популярных форм, Господь Кришна дает нам также еще
несколько типов с некоторыми оттенками различий между ними.
Йога медитации
Это йога сосредоточенного внимания, как свет лампы в безветренном месте. Она -
для контролирующего себя, способного упорно бороться. С разумом, всегда
фиксированным на атмане, человек с помощью сознательной воли постепенно отводит
себя от рассеянности разума и обнаруживает себя живой и самосветящейся душой, и
после этого всегда движется к совершенству. Для этого нужно отделаться от всех
стремлений, желаний, надежд и имущества и удалиться в уединенное место, чтобы
практиковать контроль над разумом и телом.
Йога духовного опыта
Этот опыт получают, прорвавшись сквозь трехмерное яйцо гун: САТВА, РАДЖАС и
ТАМАС и поднявшись над физическим и умственным состояниями. Это приходит с
пониманием истинной природы вещей, т.е. ВИВЕК, или различением. Ее заслуга
больше, чем от выполнения обрядов и ритуалов, жертвоприношений и церемониалов,
изучения священных писаний и пения псалмов, аскетической практики, подавания
милостыни и совершения других благотворительных дел, каждое из которых поневоле
делается на плане чувств и связано с ним, но не может доставить в Запредельное.
Йога мистицизма
Это прибежище в Господе посредством полной самоотдачи Ему. Оно приходит от
знания истинной природы Бога и от непосредственного видения. Этим путем
освобождаются от добрых и злых последствий своих действий, каждое из которых
выполняется как жертвоприношение у Лотосовых Стоп Господа.
Бхагавад Гита - это поистине конспект систем йоги, преобладавших во время ее
обнародования, и фактически их упомянуто восемнадцать: ВИКХАД ЙОГА (гл.1),
САНКХЬЯ ЙОГА (гл.2), КАРМА ЙОГА (гл.3), ГЬЯН-КАРМА-САНЬЯС ЙОГА (ГЛ.4),
КАРМА-САНЬЯС ЙОГА (гл.5), АТАМ САНДЖАМ ЙОГА или ДХИАН ЙОГА (гл.6), ГЬЯН-ВИГЬЯН
ЙОГА (гл.7), АКШАРА-БРАХМА ЙОГА (гл.8), РАДЖА ВИДЬЯ РАДЖ ГУХЬЯ ЙОГА (гл.9),
ВИБХУТИ ЙОГА (гл.10), ВИШВА-РУП ДАРШАН (гл.11), БХАКТИ ЙОГА (гл.12), КШЕТРА
КЕХЕТРАГЬЯ ВИБХАГ ЙОГА (гл.13), ГУН ТРАИ ВИБХАГ ЙОГА (гл.14), ПУРШОТТАМ ЙОГА
(гл.15), ДЭВАСУРА САМПАД ВИБХАГ ЙОГА (гл.16), ШРАДХА ТРАИ ВИБХАГ ЙОГА (гл.17) и
МОКШАР САНЬЯС ЙОГА (гл.18).
Из приведенного выше анализа ясно, что отличия, обрисованные между разными
аспектами системы йоги, скорее иллюстрируют свойство человеческого разума
смотреть на одно и то же по-разному, чем какое-нибудь внутреннее различие между
одним типом и другим. Они являются разными гранями одного и того же предмета и
часто частично совпадают и взаимопроникают друг в друга. Если изучить Гиту
достаточно хорошо, начнешь видеть, что, в то время как Господь Кришна говорит о
различных йогах, чтобы гармонизировать различные человеческие подходы к
Божественному, сопровождающая их практическая эзотерическая дисциплина - одна и
та же. Когда Он посвятил Арджуну в мистическую науку, Он открыл его ДИВЬЯ ЧАКШУ,
или третий глаз, и только после этого принц смог созерцать Его Вселенскую Форму,
или ВИШВА РУПА (гл.11). В конце концов, как Гуру великий королевский йог сказал
ему, чтобы он оставил все иное и полностью подчинился Ему; САРВА ДХАРМАН
ПАРИТЬЯДЖЬЯ МАМ ЭКАМ ШАРАНАМ ВРАДЖА (гл.18). В Гите нет недостатка в дальнейших
намеках на внутренний путь; так, в главе 1 нам говорится, что в самом начале
Господь затрубил в раковину пяти мелодий. Но при отсутствии учителя, который сам
практически овладел наукой, мы стремимся истолковать это или на уровне
интеллектуальной дискуссии, или на уровне ритуального пения, таким образом
упуская ее внутренний смысл.
Можно отметить, что дуалистическое предположение характеризует первые стадии не
только Бхакти Йоги, но также и всех остальных типов йоги.