Они начинают с
отличения дживы от Брахмана; одна - несовершенная, конечная и ограниченная, а
другой - Совершенный, Бесконечный и Неограниченный. Само творение - это продукт
двух принципов, позитивного и негативного: САТ и САТО в чисто духовном мире,
ПУРУШ и ПРАКРИТИ в более высоких сферах Брахманда, БРАХМА и ШАКТИ в середине
Брахманда, КАЛЬ и МАЙЯ еще ниже, и ДЖИОТИ и НИРАНДЖАН в нижней части Брахманда.
Именно их союз, какова бы ни была стадия, приводит различные формы к проявлению,
от мельчайшего атома до огромнейшей Вселенной.
Сам термин БРАХМАН происходит от двух корней: ВИРЕХ - что означает рост или
расширение, и МАНАН - что означает понимание. В процессе творения Единое
проецирует себя в дуалистические и плюралистические формы, и путь возврата -
через обратный процесс, от дуализма и множественности к Единому. Но пока человек
остается в теле, он не может, согласно йогам, всегда быть в состоянии Самадхи,
или единства с Ади Пуруш, Первичным Существом. Поэтому система йоги верит в
ВЕДЕХ МУКТИ, или окончательное освобождение только после смерти. Кроме того,
высшее небо йогов - Сахасрар, сфера тысячелепестковых огней, а йогишваров -
Трикути, штабквартира Брахманда, самое начало или яйцо Брахмана. Большинство
Пророков мира нисходит из этой сферы, являющейся как бы гостиницей на полпути
между физическим и чисто духовными планами; иногда на Запредельное ссылаются как
на ПАР БРАХМ только. Путь Святых и Мастеров, однако, лежит за пределами этих
планов, так как они определенно говорят о САТ ЛОК, Обители Истинного, царстве
Чистого Духа, и даже о планах за его пределами: *, ** и ***.
3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев
Будет интересно узнать, что мы имеем в Гатхах Зороастра пятиричную систему
Блаженного Единения с Ахура Мазда, которая близко соответствует йоговским
системам, таким как Джнана, Бхакти, Карма, Раджа Йога и т.д., которые мы
рассмотрели. Мы процитируем много из Практической Метафизики Зароастрийцев
м-ра Миночехра Хормусджи Тут, ведущего зороастрийского ученого.
1. Гатха Ахура Ваити - Путь Божественного Знания
Смотри внутрь проникающим просветленным разумом и найди истину своего личного
я, чтобы преодолеть низменное я и грубый физический эгоизм АКИН путем
эволюции лучшего и высшего Я, ВАХЬО, и в конце концов реализовать наилучшее,
Абсолютное Бытие (ВАХИШТ АХУРА) и наивысшее Я - АХУРА МАЗДА, или Высшую
Реальность Вселенной, АША ВАХИШТА.
Полярность Лучшего и Низменного, изначальной духовной тонкости и грубейшей
инертности, создается двойственными духовными силами: развертывающей (СПЕНТО) и
выпрямляющей (АНГУ), произведенными Маздой. Как Жизнь, так и Материя произведены
гармоничным соединением этой пары духовных сил и развиваются к совершенству их
соединенной активностью. Это метафизический путь духовного знания, данный ГАТХА
АХУРА ВАИТИ (соответствует Джнана Йоге).
2. Гатха Ушта Ваити - Путь Любви и Преданности
Путь АРМАИТИ, Божественной Любви и Преданности, приобретаемой устойчивой
привязанностью к Истинному Любимому Мастеру Рату Заратустре. Считая, что Любимый
Мастер, связанный со Всепроникающей, Бесконечной Реальностью, есть все во всем,
альфа и омега, поклоняющийся остается непривязанным и незапутанным в мирских
привязанностях, и приобретает божественную любовь, которая ищет и лелеет
Блаженное Единение со Всепроникающей Реальностью Творца Ахура Мазда.
Так провозглашает Рату Заратустра в этой Гатхе:
Так Я открываю Слово, которому Самый Раскрытый научил меня,
Слово, которое лучше всего слушать смертным;
Кто бы ни оказывал мне повиновение и постоянное внимание,
Добьется для своего собственного я
Всеобъемлющего Цельного Бытия и Бессмертия;
И с помощью служения Святому Божественному Духу
Познает Мазда Ахура.
Ха. 45:8 (соответствует Бхакти Йоге)
3. Гатха Спента Маинью - Путь Бескорыстного Служения
Бескорыстное служение оказывается для помощи,
Роста и блага всей вселенной и всех живых существ в ней:
Объединительное Знание - лучшее для людей с их рождения,
Пусть бескорыстное служение будет делаться для вселенной,
Эта вселенная должна процветать для нашего возвышения.
Ха. 8:5
Мы должны принести в жертву конечное я, эго, или индивидуальность, на алтарь
благого, филантропического служения всей Вселенной, чтобы приобрести бесконечное
видение Единства Жизни и имманентности Всепроникающей Реальности с помощью
поклонения Ахура Мазде, Творцу, Источнику и Конечной Цели всего.
Гатха кончается волнующей душу аксиомой жизни:
Самая Возвышающая,