Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

экспериментов, чтобы узнать его

природу. Эти эксперименты могут дать ему много ценных данных. Он может быть

способен проследить более точно, чем обычный человек, ход солнца, его сезонные

изменения и различную интенсивность его излучения. Но может ли все это знание,

которое он собрал, заменить возможность на одно мгновение увидеть солнце

непосредственно самому?

Как обстоит дело со слепым и человеком нормального зрения, так же с ученым и

йогом. Физические науки могут дать нам много ценного косвенного знания о

вселенной и ее природе, но это знание никогда не сможет занять место

непосредственного восприятия; так же как логическое знание слепого не сможет

понять главный атрибут солнца - свет, так и ученый в своей лаборатории не сможет

понять главный атрибут космической энергии - Сознание. Он может знать очень

много о вселенной, но его знание никогда не сможет достичь всеобщего сознания.

Этого сознания можно достичь только через внутреннюю науку, науку йоги, которая

открытием нашего внутреннего глаза приводит нас лицом к лицу с Космической

Реальностью. Тому, чей внутренний глаз открыт, больше не нужно полагаться на то,

что говорят о духовности, на утверждения своего Учителя или просто на

философский или научный вывод. Он видит Бога сам, и это превосходит всякое

доказательство. Он может сказать вместе с Христом: Узри Бога! или с Гуру

Нанаком: Господь Нанака виден везде, или со Шри Рамакришной: Я вижу Его, как

тебя - только намного более интенсивно (отвечая Нарену - впоследствии

известному как Свами Вивекананда - в его самый первый визит на его вопрос:

Мастер, вы видели Бога?).

4. АДВАЙТИЗМ

Йога вечна, как сам Брахман. Так как с каждым новым циклом человек приходит к

осознанию Всепроникающего, он пытается подыскать средства для реализации Его.

Говорят, Хираньягарбха был первым, кто учил йоге или Божественному Пути, но

именно его преемники, Гаудапада и Патанджали, развили ее в упорядоченную

систему. Как мы уже видели в предыдущей главе, вся истинная йога начинается с

дуалистического предположения, но кончается недуализмом. Неудивительно поэтому,

что многие изучающие внутреннюю науку должны были быть озадачены этим

парадоксом. С ходом времени путаница привела к спору и полуистина часто ошибочно

принималась за полную истину. Именно в такое время появился Шанкара,

необыкновенно одаренный человек из Южной Индии, чтобы проповедовать истинную

философию адвайтизма.

Он был одарен изумительными способностями к рассуждению, логике и прозрению, и

немногие достигли глубины, тонкости и последовательности видения, которые

находят в писаниях Шанкары. Взяв все великие священные писания, как они дошли из

прошлого, он недвусмысленно истолковал их смысл и установил идентичность их

сути. Он показал, что Реальность - Одна и, в конечном счете, не может допускать

никакой множественности или дуализма. Индивидуальная джива может начать как

отличная от Брахмана, но ко времени, когда она достигнет полной реализации, она

реализует свое единство с Абсолютом, Всепроникающим. Вооруженный

интеллектуальной способностью ясновидения, он очистил индийскую мысль от всех

кажущихся противоречий, препятствовавших ее свободному развитию.

Теперь мы можем рассмотреть некоторые из основных понятий, кото-рым он учил.

4.1. Я - базис сознательной жизни

Шанкара считал эмпирическую жизнь индивидуального сознания не чем иным, как сном

в бодрствовании и, как любой другой сон, нереальной субстанцией. Ее нереальность

обнаруживается, когда переходишь от ограниченного к космическому сознанию или

созерцаешь относительную природу физического сознания, когда оно изменяется от

бодрствования (ДЖАГРАТ) ко сну (СВАПАН), а от него - ко сну без сновидений

(СУШУПТИ). Если эмпирический опыт относителен по характеру, в чем заключается

его реальность? Ответ, данный Шанкарой, таков: ее нужно искать в Мыслящем

Разуме, который, в свою очередь, только отражает свет Атмана, вечного Я,

неизменного, абсолютного, реального свидетеля (САКШИ).

Принцип причинности является просто условием познания. Объекты кажутся

реальными, пока мы работаем в пределах причины и следствия. В тот момент, когда

мы поднимаемся над этими ограничениями, все объекты исчезают, как воздушное

ничто. В истинной природе реальности нет места причинности, потому что причинные

объяснения всегда неполны и в конце концов никуда не ведут. Объекты появляются

на мгновение, как пузырьки или рябь на поверхности воды, и исчезают в следующий

момент