экспериментов, чтобы узнать его
природу. Эти эксперименты могут дать ему много ценных данных. Он может быть
способен проследить более точно, чем обычный человек, ход солнца, его сезонные
изменения и различную интенсивность его излучения. Но может ли все это знание,
которое он собрал, заменить возможность на одно мгновение увидеть солнце
непосредственно самому?
Как обстоит дело со слепым и человеком нормального зрения, так же с ученым и
йогом. Физические науки могут дать нам много ценного косвенного знания о
вселенной и ее природе, но это знание никогда не сможет занять место
непосредственного восприятия; так же как логическое знание слепого не сможет
понять главный атрибут солнца - свет, так и ученый в своей лаборатории не сможет
понять главный атрибут космической энергии - Сознание. Он может знать очень
много о вселенной, но его знание никогда не сможет достичь всеобщего сознания.
Этого сознания можно достичь только через внутреннюю науку, науку йоги, которая
открытием нашего внутреннего глаза приводит нас лицом к лицу с Космической
Реальностью. Тому, чей внутренний глаз открыт, больше не нужно полагаться на то,
что говорят о духовности, на утверждения своего Учителя или просто на
философский или научный вывод. Он видит Бога сам, и это превосходит всякое
доказательство. Он может сказать вместе с Христом: Узри Бога! или с Гуру
Нанаком: Господь Нанака виден везде, или со Шри Рамакришной: Я вижу Его, как
тебя - только намного более интенсивно (отвечая Нарену - впоследствии
известному как Свами Вивекананда - в его самый первый визит на его вопрос:
Мастер, вы видели Бога?).
4. АДВАЙТИЗМ
Йога вечна, как сам Брахман. Так как с каждым новым циклом человек приходит к
осознанию Всепроникающего, он пытается подыскать средства для реализации Его.
Говорят, Хираньягарбха был первым, кто учил йоге или Божественному Пути, но
именно его преемники, Гаудапада и Патанджали, развили ее в упорядоченную
систему. Как мы уже видели в предыдущей главе, вся истинная йога начинается с
дуалистического предположения, но кончается недуализмом. Неудивительно поэтому,
что многие изучающие внутреннюю науку должны были быть озадачены этим
парадоксом. С ходом времени путаница привела к спору и полуистина часто ошибочно
принималась за полную истину. Именно в такое время появился Шанкара,
необыкновенно одаренный человек из Южной Индии, чтобы проповедовать истинную
философию адвайтизма.
Он был одарен изумительными способностями к рассуждению, логике и прозрению, и
немногие достигли глубины, тонкости и последовательности видения, которые
находят в писаниях Шанкары. Взяв все великие священные писания, как они дошли из
прошлого, он недвусмысленно истолковал их смысл и установил идентичность их
сути. Он показал, что Реальность - Одна и, в конечном счете, не может допускать
никакой множественности или дуализма. Индивидуальная джива может начать как
отличная от Брахмана, но ко времени, когда она достигнет полной реализации, она
реализует свое единство с Абсолютом, Всепроникающим. Вооруженный
интеллектуальной способностью ясновидения, он очистил индийскую мысль от всех
кажущихся противоречий, препятствовавших ее свободному развитию.
Теперь мы можем рассмотреть некоторые из основных понятий, кото-рым он учил.
4.1. Я - базис сознательной жизни
Шанкара считал эмпирическую жизнь индивидуального сознания не чем иным, как сном
в бодрствовании и, как любой другой сон, нереальной субстанцией. Ее нереальность
обнаруживается, когда переходишь от ограниченного к космическому сознанию или
созерцаешь относительную природу физического сознания, когда оно изменяется от
бодрствования (ДЖАГРАТ) ко сну (СВАПАН), а от него - ко сну без сновидений
(СУШУПТИ). Если эмпирический опыт относителен по характеру, в чем заключается
его реальность? Ответ, данный Шанкарой, таков: ее нужно искать в Мыслящем
Разуме, который, в свою очередь, только отражает свет Атмана, вечного Я,
неизменного, абсолютного, реального свидетеля (САКШИ).
Принцип причинности является просто условием познания. Объекты кажутся
реальными, пока мы работаем в пределах причины и следствия. В тот момент, когда
мы поднимаемся над этими ограничениями, все объекты исчезают, как воздушное
ничто. В истинной природе реальности нет места причинности, потому что причинные
объяснения всегда неполны и в конце концов никуда не ведут. Объекты появляются
на мгновение, как пузырьки или рябь на поверхности воды, и исчезают в следующий
момент