в воде без следа. Одна вода остается реальным субстратом всего явления.
Точно таким же образом, Реальное содержит и превосходит феноменальное, и
свободно от всех отношений времени, пространства и причины. Весь мир живет в
разуме человека, и именно движение сознательного разума производит различия
восприятия, воспринимающего и воспринимаемое, дифференциацию, которой фактически
нет, так как все является частью обширного океана единства. Это состояние не
признает различий познающего, познаваемого и познания, каждое из которых
является лишь относительным термином без завершенности в нем. Подобно этому, три
состояния человеческого опыта (бодрствование, сон со сновидениями и сон без
сновидений) нереальны, так как ни одно из них не длится достаточно долго и
каждое уступает место другому по очереди, когда разум переходит от состояния к
состоянию. Каждое из них имеет начало и конец и существует только в отсутствии
других.
Термин относительность сам по себе предполагает свою противоположность,
реальность, и за пределами этих трех состояний, описанных выше, лежит атман
как основа их всех. Он один находится и постоянно остается за вечно меняющейся
панорамой жизни, всегда нерожденный, вечно бодрствующий, бессонный и
самосветящийся, по самой своей природе чистое познание, в отличие от
непознаваемости состояния сна.
4.2. Природа творения
Творение как таковое не существует само по себе. Действительное и реальное -
всегда одно и то же и не подвержено изменению. Необусловленное не может быть
обусловлено, как бесконечность нельзя сделать конечной. Все, что существует -
это Брахман, и не может быть ничего, кроме Абсолютного Единства. Он проецирует
Себя в различные формы, являющиеся выражением Его силы; но если мы воспринимаем
их в терминах множественности, двойственности или ограниченности, то не потому,
что эти качества присущи Абсолюту, а потому, что наше собственное восприятие
ограничено узким, повседневным человеческим сознанием. Тот, кто перешел от
АВИДЬЯ к ВИДЬЯ, от невежества к знанию, знает, что мир относительного - только
Майя, или иллюзия, и видит Абсолют во всем; точно так же, как знающий истинную
природу льда видит в нем только другую форму воды. Сила Абсолюта, популярно
известная как Ишвар и называемая Творцом, является коренной причиной всего
сознания. Мир множественности или двойственности - это просто Майя (инструмент
для измерения вещей на уровне интеллекта), в то время как Реальный -
недвойственен и поэтому является сразу безмерным и неизмеримым. Можно
использовать известное сравнение: Разнообразие существует в атмане, как змея в
канате или привидение в пне дерева. Как эмпирическое знание не является ни
идентичным с атманом, ни существующим отдельно или независимо от него, так и мир
не является ни единым с атманом, ни отдельным от него.
Атман - единый и всеобщий, необусловленный и безграничный, как пространство, но
когда он обусловлен разумом и материей, он выглядит как ГХАТ-АКАШ, или
пространство, заключенное в кувшине, которое тем не менее становится единым со
всеобщим пространством, когда кувшин разбивается. Все различия тогда заключаются
только в названии, емкости и форме. Джива и атман являются одной и той же
сущностью. Кабир, говоря об этом, сказал, что дух - часть и частица Рам или
Всепроникающей Силы Бога. Мусульманские богословы также описывают его (РУХ) как
АМАР-И-РАББИ, или Указ Бога. В то время как джива обусловлена и ограничена
ограничивающими придатками - физическим, ментальным и причинным; атман, или
развоплощенная джива, освобожденный от этих ограничивающих придатков,
безграничен и необусловлен.
4.3. Я или атман
Основа истины лежит в несомненности Я. Я предшествует всему иному в мире.
Оно приходит даже прежде потока сознания и всех понятий - истины и неистины,
реальности и нереальности; и прежде всех соображений - физических, моральных и
метафизических. Сознание, знание, мудрость и понимание предполагают некоторый
вид энергии, известный как Я, которой все они подчинены; и фактически, они
текут из него. Все физические и умственные способности, даже жизненные энергии и
эмпирические впечатления, появляются в свете сияющего Я, самосветящегося
атмана. Все они имеют цель и результат, лежащие намного глубже них самих и
образующие трамплин для всех видов деятельности: физической, ментальной и
супраментальной. Все они, однако, неспособны понять реальную природу Я, будучи
сами в состоянии непрерывного течения. Я, будучи