Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

в воде без следа. Одна вода остается реальным субстратом всего явления.

Точно таким же образом, Реальное содержит и превосходит феноменальное, и

свободно от всех отношений времени, пространства и причины. Весь мир живет в

разуме человека, и именно движение сознательного разума производит различия

восприятия, воспринимающего и воспринимаемое, дифференциацию, которой фактически

нет, так как все является частью обширного океана единства. Это состояние не

признает различий познающего, познаваемого и познания, каждое из которых

является лишь относительным термином без завершенности в нем. Подобно этому, три

состояния человеческого опыта (бодрствование, сон со сновидениями и сон без

сновидений) нереальны, так как ни одно из них не длится достаточно долго и

каждое уступает место другому по очереди, когда разум переходит от состояния к

состоянию. Каждое из них имеет начало и конец и существует только в отсутствии

других.

Термин относительность сам по себе предполагает свою противоположность,

реальность, и за пределами этих трех состояний, описанных выше, лежит атман

как основа их всех. Он один находится и постоянно остается за вечно меняющейся

панорамой жизни, всегда нерожденный, вечно бодрствующий, бессонный и

самосветящийся, по самой своей природе чистое познание, в отличие от

непознаваемости состояния сна.

4.2. Природа творения

Творение как таковое не существует само по себе. Действительное и реальное -

всегда одно и то же и не подвержено изменению. Необусловленное не может быть

обусловлено, как бесконечность нельзя сделать конечной. Все, что существует -

это Брахман, и не может быть ничего, кроме Абсолютного Единства. Он проецирует

Себя в различные формы, являющиеся выражением Его силы; но если мы воспринимаем

их в терминах множественности, двойственности или ограниченности, то не потому,

что эти качества присущи Абсолюту, а потому, что наше собственное восприятие

ограничено узким, повседневным человеческим сознанием. Тот, кто перешел от

АВИДЬЯ к ВИДЬЯ, от невежества к знанию, знает, что мир относительного - только

Майя, или иллюзия, и видит Абсолют во всем; точно так же, как знающий истинную

природу льда видит в нем только другую форму воды. Сила Абсолюта, популярно

известная как Ишвар и называемая Творцом, является коренной причиной всего

сознания. Мир множественности или двойственности - это просто Майя (инструмент

для измерения вещей на уровне интеллекта), в то время как Реальный -

недвойственен и поэтому является сразу безмерным и неизмеримым. Можно

использовать известное сравнение: Разнообразие существует в атмане, как змея в

канате или привидение в пне дерева. Как эмпирическое знание не является ни

идентичным с атманом, ни существующим отдельно или независимо от него, так и мир

не является ни единым с атманом, ни отдельным от него.

Атман - единый и всеобщий, необусловленный и безграничный, как пространство, но

когда он обусловлен разумом и материей, он выглядит как ГХАТ-АКАШ, или

пространство, заключенное в кувшине, которое тем не менее становится единым со

всеобщим пространством, когда кувшин разбивается. Все различия тогда заключаются

только в названии, емкости и форме. Джива и атман являются одной и той же

сущностью. Кабир, говоря об этом, сказал, что дух - часть и частица Рам или

Всепроникающей Силы Бога. Мусульманские богословы также описывают его (РУХ) как

АМАР-И-РАББИ, или Указ Бога. В то время как джива обусловлена и ограничена

ограничивающими придатками - физическим, ментальным и причинным; атман, или

развоплощенная джива, освобожденный от этих ограничивающих придатков,

безграничен и необусловлен.

4.3. Я или атман

Основа истины лежит в несомненности Я. Я предшествует всему иному в мире.

Оно приходит даже прежде потока сознания и всех понятий - истины и неистины,

реальности и нереальности; и прежде всех соображений - физических, моральных и

метафизических. Сознание, знание, мудрость и понимание предполагают некоторый

вид энергии, известный как Я, которой все они подчинены; и фактически, они

текут из него. Все физические и умственные способности, даже жизненные энергии и

эмпирические впечатления, появляются в свете сияющего Я, самосветящегося

атмана. Все они имеют цель и результат, лежащие намного глубже них самих и

образующие трамплин для всех видов деятельности: физической, ментальной и

супраментальной. Все они, однако, неспособны понять реальную природу Я, будучи

сами в состоянии непрерывного течения. Я, будучи