базисом всякого
доказательства и существуя до доказательства, не может быть доказано. Как и кем
может быть познан Знающий? Фактически, Я является сущностной природой каждого,
даже атеиста. Кроме того, это Я вечно, неизменно и совершенно, и по своей
сущности всегда одинаково во все времена, при всех условиях и во всех
состояниях.
4.4. Природа Я
Хотя мы знаем, что Я существует, все же мы не знаем, что это такое, так как
знание само следует за Я, благодаря ему и из-за Я. Однако, истинная природа
Я может быть понята через посредство Я, если очистить Его от всех
окутывающих оболочек чувств, разума, понимания и воли, в которые оно одето и
которыми покрыто. То, что остается тогда, по-разному описывается как
Недифференцированное Сознание, Вечное Знание или Чистое Осознание, и
характеризуется Светом Великой Пустоты. Это - высший принцип, сущностная природа
которого является самосветящейся. Он бесконечен, трансцендентален и является
сущностью абсолютного знания. Он имеет три атрибута: САТ, ЧИТ И АНАНД, или
чистое существование, чистое знание и чистое блаженство. Так как Я совершенно
в Себе и Собой, Оно не имеет ни своей собственной активности, ни какой-либо
нужды в ней, и Ему не требуется никакой внешний посредник. Всепроникающее и
самосущее, Оно не знает границ и мотивов.
4.5. Индивидуальное знание и сознание
Хотя окончательной реальностью является недвойственный дух, все же определенное
знание и эмпирический опыт предполагает существование: 1. Познающего, или
субъекта, который познает отдельно от внутреннего органа, за пределами чувств и
познаваемого объекта. Познающий разум является лишь зеркалом, отражающим
светимость атмана, в котором растет знание. 2. Процесса познания, определяемого
модификациями во внутреннем органе: врити, или волнами, создающими рябь и
пузырьки в потоке сознания. Эти врити бывают четырех типов: Неопределенное
(МАНАС, или вещество разума), Определенное (БУДХИ, или сознательная воля),
чувство я (АХАНКАР, или самоутверждающееся эго) и Подсознательное (ЧИТ, или
глубокие и скрытые потенции). 3. Объекта, познаваемого через свет атмана,
отражаемый внутренним органом (АНТАХКАРАН).
4.6. Знание и его источники
Знание бывает двух типов: окончательное и конечное, или эмпирическое и
относительное. Знание в своей окончательной реальности является состоянием бытия
и никогда не растет. Оно уже существует и открывается светом атмана, который
превосходит сразу как познающего субъекта, так и познаваемый объект, и выше
которого нет ничего.
Истинное знание является целиком действием души и совершенно само по себе, оно
независимо от чувств и органов чувств. Всезнающий разум,- говорит профессор
Дж.М.Мюррэй,- охватывает тотальность бытия под аспектом вечности. Когда мы
получаем доступ в мир бытия, полное видение является нашим. Согласно Шанкаре,
высшее знание является непосредственным свидетелем самой реальности, так как
тогда познающий и познаваемое становятся одной реальностью. Но реальное Я,
являющееся чистым осознанием, не может быть объектом познания.
Эмпирическое знание внешнего мира подобно животному знанию. Оно основано на
органах чувств и получено от них, и как таковое, имеет формы и способы, которые
бросаются в глаза отсутствием в них истинного знания. Но ничто не становится
реальным, пока оно не познано на опыте. Даже пословица не является пословицей,
пока она не проиллюстрирована в действительной жизни и на практике.
Все эмпирическое знание открывается либо восприятием, либо свидетельством
священных писаний. Человеческое восприятие никогда не считалось истинным,
совершенным и точным. Можно увидеть змею в канате или привидение в пне дерева.
Обычно вещи не таковы, какими они кажутся. Цвета вещей, которые мы видим - это
те, которые не поглощаются ими, а отвергаются и выбрасываются. Краснота розы -
не часть розы, а что-то чуждое ей. Кроме того, выводы и свидетельства священных
писаний не полностью непогрешимы. Источник вывода - предыдущий опыт, который сам
подвержен ошибкам, и даже если бы их не было, ситуации в настоящее время могут
не полностью соответствовать знанию, полученному в прошлом. Так обстоит дело
даже с интуицией, являющейся общей суммой всего опыта в подсознательном. Облако
дыма на вершине отдаленного холма может указывать на огонь или полосу тумана.
Подобным образом, свидетельство священных писаний, хотя и принимаемых за
непогрешимый и надежный источник знания, не всегда может трактоваться как
таковой. Веды,