Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

базисом всякого

доказательства и существуя до доказательства, не может быть доказано. Как и кем

может быть познан Знающий? Фактически, Я является сущностной природой каждого,

даже атеиста. Кроме того, это Я вечно, неизменно и совершенно, и по своей

сущности всегда одинаково во все времена, при всех условиях и во всех

состояниях.

4.4. Природа Я

Хотя мы знаем, что Я существует, все же мы не знаем, что это такое, так как

знание само следует за Я, благодаря ему и из-за Я. Однако, истинная природа

Я может быть понята через посредство Я, если очистить Его от всех

окутывающих оболочек чувств, разума, понимания и воли, в которые оно одето и

которыми покрыто. То, что остается тогда, по-разному описывается как

Недифференцированное Сознание, Вечное Знание или Чистое Осознание, и

характеризуется Светом Великой Пустоты. Это - высший принцип, сущностная природа

которого является самосветящейся. Он бесконечен, трансцендентален и является

сущностью абсолютного знания. Он имеет три атрибута: САТ, ЧИТ И АНАНД, или

чистое существование, чистое знание и чистое блаженство. Так как Я совершенно

в Себе и Собой, Оно не имеет ни своей собственной активности, ни какой-либо

нужды в ней, и Ему не требуется никакой внешний посредник. Всепроникающее и

самосущее, Оно не знает границ и мотивов.

4.5. Индивидуальное знание и сознание

Хотя окончательной реальностью является недвойственный дух, все же определенное

знание и эмпирический опыт предполагает существование: 1. Познающего, или

субъекта, который познает отдельно от внутреннего органа, за пределами чувств и

познаваемого объекта. Познающий разум является лишь зеркалом, отражающим

светимость атмана, в котором растет знание. 2. Процесса познания, определяемого

модификациями во внутреннем органе: врити, или волнами, создающими рябь и

пузырьки в потоке сознания. Эти врити бывают четырех типов: Неопределенное

(МАНАС, или вещество разума), Определенное (БУДХИ, или сознательная воля),

чувство я (АХАНКАР, или самоутверждающееся эго) и Подсознательное (ЧИТ, или

глубокие и скрытые потенции). 3. Объекта, познаваемого через свет атмана,

отражаемый внутренним органом (АНТАХКАРАН).

4.6. Знание и его источники

Знание бывает двух типов: окончательное и конечное, или эмпирическое и

относительное. Знание в своей окончательной реальности является состоянием бытия

и никогда не растет. Оно уже существует и открывается светом атмана, который

превосходит сразу как познающего субъекта, так и познаваемый объект, и выше

которого нет ничего.

Истинное знание является целиком действием души и совершенно само по себе, оно

независимо от чувств и органов чувств. Всезнающий разум,- говорит профессор

Дж.М.Мюррэй,- охватывает тотальность бытия под аспектом вечности. Когда мы

получаем доступ в мир бытия, полное видение является нашим. Согласно Шанкаре,

высшее знание является непосредственным свидетелем самой реальности, так как

тогда познающий и познаваемое становятся одной реальностью. Но реальное Я,

являющееся чистым осознанием, не может быть объектом познания.

Эмпирическое знание внешнего мира подобно животному знанию. Оно основано на

органах чувств и получено от них, и как таковое, имеет формы и способы, которые

бросаются в глаза отсутствием в них истинного знания. Но ничто не становится

реальным, пока оно не познано на опыте. Даже пословица не является пословицей,

пока она не проиллюстрирована в действительной жизни и на практике.

Все эмпирическое знание открывается либо восприятием, либо свидетельством

священных писаний. Человеческое восприятие никогда не считалось истинным,

совершенным и точным. Можно увидеть змею в канате или привидение в пне дерева.

Обычно вещи не таковы, какими они кажутся. Цвета вещей, которые мы видим - это

те, которые не поглощаются ими, а отвергаются и выбрасываются. Краснота розы -

не часть розы, а что-то чуждое ей. Кроме того, выводы и свидетельства священных

писаний не полностью непогрешимы. Источник вывода - предыдущий опыт, который сам

подвержен ошибкам, и даже если бы их не было, ситуации в настоящее время могут

не полностью соответствовать знанию, полученному в прошлом. Так обстоит дело

даже с интуицией, являющейся общей суммой всего опыта в подсознательном. Облако

дыма на вершине отдаленного холма может указывать на огонь или полосу тумана.

Подобным образом, свидетельство священных писаний, хотя и принимаемых за

непогрешимый и надежный источник знания, не всегда может трактоваться как

таковой. Веды,