которые составляют Божественное знание, появляются и исчезают с
возникновением и уничтожением каждого цикла времени. Они считаются неистощимым
источником универсального и идеального знания. Но термин знание предполагает
запись духовных опытов, полученных на сверхчувственных планах. В тот момент,
когда полученные таким образом опыты переводятся на человеческий язык и сводятся
к записи, они приобретают форму и метод; а в тот момент, когда они приобретают
форму и метод, они теряют свою свежесть и жизнь, свое качество неограниченного
бытия. То, что не может быть ограничено или определено, начинает трактоваться
как нечто определенное и ограниченное, и вместо сообщения жизненно важного
знания священные писания направлены на то, чтобы отвлечь людей от него, давая
только абстракции. В лучшем случае, они могут только указать на Истину, но они
никогда не могут дать ее. Концепции Всеобщего, содержащиеся в них, остаются
просто концепциями, так как их нельзя ни получить, ни вывести логически, ни
правильно передать; они начинают обретать смысл только когда человек научится
подниматься над эмпирическим планом и на опыте познает Истину сам.
Из изложенного выше вытекает неизбежный вывод, что видение, или прямое и
непосредственное восприятие, выше всякого доказательства и свидетельства. Именно
видение в чистом свете атмана свободно даже от малейшей тени соотносительности.
Это не что иное, как прямой, целостный опыт души. ШРУТИ, или священное
писание-откровение, без личного внутреннего опыта звучит бессмысленно. Все
полеты мысли, воображения или фантазии и все эмпирическое знание неадекватны и
не могут воздать должное Истине, или Конечной Реальности. АНУБХАВА - поистине
реальное и абсолютное знание, являющееся знанием Абсолюта. Это
самоподтверждающийся опыт души, несущий доказательство записанного духовного
опыта мудрецов, данного в Шрути.
4.7. Природа Брахмана
Сама идея конечного предполагает существование Бесконечного, как слово
нереальное - чего-то реального, базиса всего интеллекта и воображения. К тому
же, мы имеем несметные свидетельства текстов священных писаний, которые говорят
о религиозных опытах всех провидцев во все времена и во всех местах.
Природа Брахмана не может быть выражена в словах. Она является основой всего
существующего. Она распространяется везде и в то же время нигде по отношению к
чему-либо конкретному. Это парадокс бытия и в то же время небытия. Есть два пути
рассмотрения этой проблемы: негативный и позитивный. Существует Бог,
Непостижимый Абсолют, и Бог, который действительно творит, работает и является
Первопричиной, известный по-разному как ЛОГОС, или Святой Дух; КАЛЬМА, или
БАНГ-И-КАДИМ; НААД, или УДГИТ; НААМ, или ШАБД. Последние термины указывают на
жизненный принцип, Слово или Силу Бога, которая имманентна и вибрирует везде, от
высшего до низшего во Вселенной. Оно является как материальной, так и
действенной причиной мира. Это принцип Истины и Дух Бога (Бог в действии -
ЭКАНКАР). Об этой Силе Бога Евангелия говорят нам: И свет во тьме светит, и
тьма не объяла его. Эта Сила Брахмана (Ишвара), или Божественность является
посредником между Брахманом и вселенной и принимает участие в природе обоих. Но
на Его единственность не влияет самовыражение во множестве - ЭКО АХАМ БАХУСИАМ.
Эти два существуют как реальность и видимость, и различие возникает из-за
ограниченного понимания человека.
Короче говоря, Высшая Реальность - базис мира, каким мы знаем его, говорим о нем
и видим его. Множественность, или разнообразие в единстве, является результатом
ошибочного суждения. Мир нереален, но это не субъективная иллюзия. Абсолют
находится в мире, но мир не является Абсолютом, так как тень не может занять
место предмета. Вещь, основанная на реальном, не может быть сама этим
реальным. Мир - это лишь феноменальная истина, а не сущностная истина
Реальности, или центростремительной силы в его сердцевине.
Индивидуальное я является комплексом симпатий и антипатий, предпочтений и
предрассудков, целей и проектов, воспоминаний и ассоциаций. Обусловленная джива
является, по существу, необусловленным атманом. Это эмпирическое я, или
индивидуальное понимание, из-за незнания своей настоящей природы есть активный
деятель, наслаждающийся и страдающий в чистом свете атмана, о котором оно не
имеет ни знания, ни какого-либо опыта. Заключенное в физическое тело,
составленное из пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля), тонкое тело
состоит