Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

из семнадцати элементов (пять органов восприятия: глаза, уши, нос, язык

и кожа; пять органов действия: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание; пять

жизненных энергий, манас и буддхи), туда же заключено причинное, или семенное

тело. Я следует неизбежному закону кармы, когда оно мигрирует из одного тела в

другое в гигантском Колесе Жизни. Эти ограничивающие придатки (физический,

ментальный, причинный) сводят атман до уровня дживы (индивидуального сознания) и

определяют его судьбу, втягивая его в бесконечное круговращение. В сердцевине

дживы находится Свидетельствующее Я, которое просто смотрит на всю сцену и

придает ей блеск, и, освещая эго, разум, чувства и чувственные объекты,

продолжает светить своим собственным светом, даже когда сцена пуста. Именно на

фоне этого освещенного серебряного экрана происходит все шоу.

Достижение состояния, в котором атман познает себя, для чего он существует, и

понимает, что он - не что иное, как Брахман, является целью адвайтизма. Это

состояние непосредственного опыта и, как предельно прояснил Шанкара, оно не

может быть достигнуто просто рассуждением, чтением священных писаний или

выполнением ритуалов. Оно может прийти только через занятие йогой, и нужно

помнить важную вещь, что адвайтизм сам по себе не йога, а, строго говоря,

представляет философию йоги в ее тончайшем и глубочайшем виде. Шанкара, как он

сам разъяснил, не говорил что-то новое. Он был занят задачей переформулирования

того, что уже было выражено в Упанишадах и Гите. Наделенный необычайным

интеллектом и изумительной способностью к логике, он переформулировал в

последовательной и систематической форме понимание, заключенное в Шрути, которое

с течением времени было запутано и привело к многим ненужным спорам. Он

продемонстрировал раз и навсегда, что любой подход к Брахману, не проповедующий

немножественную и недвойственную реальность, является по самой своей природе

нелогичным, и что адвайтизм, фактически, является логическим завершением

йоговской мысли. Безоговорочным в этом подходе является взгляд, что из всех

стадий самадхи та, в которой индивидуальный атман теряет себя в Брахмане

(называемая НИРВИКАЛЬП САМАДХИ), есть наивысшая. Этого состояния нужно достичь

здесь и сейчас, и можно стать освобожденным в этой жизни (ДЖИВАН МУКТА). Тот,

кто проник под феноменальное в Абсолют, никогда снова не будет обманут

видимостью. Он - освобожденный дух, живущий в свете Истинного Знания. Прошлые

действия могут вести его вперед через физическое существование, но как только

они истощатся, он полностью поглощается в Брахмане, чистом сознании.

Шанкара был действительно человеком замечательной учености и интуиции, и его

вклад в индийскую мысль нетленен. Доведя ее до ее логического завершения, он

придал ей блеск последовательной ясности. Но как ритуал и священное писание не

могут быть заменой непосредственного внутреннего опыта, точно так же и просто

знание, что Я и Брахман Одно, не может заменить действительного опыта этого

единства. Философия йоги - не то же самое, что йога. В лучшем случае, она может

только прояснить наше мышление от его теперешней путаницы и указать

окончательную цель для достижения, но остальное должно быть делом практической и

личной реализации с помощью йоги.

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги

5. СУРАТ ШАБД ЙОГА

Йога Небесного Звукового Потока

В предыдущих разделах этого исследования мы видели, как индийские мудрецы с

незапамятных времен учили, что за видимым я, которое мы осознаем в

повседневной жизни, я, избегающим боли и стремящимся к удовольствию,

меняющимся от мгновения к мгновению и подверженным влиянию времени и

пространства, есть неизменное Я - Атман. Этот Атман образует основную

реальность, конечную субстанцию, сущность сущностей, и именно в свете его бытия

все остальное приобретает смысл. Мы также видели, как индийские мистики

анализировали природу вселенной. Наблюдаемый с поверхности, наш мир кажется

странной смесью противоречивых элементов. Встретившись с этими противоречиями,

человек вынужден искать Творца, удерживающего в равновесии противоборствующие

силы и представляющего постоянство за потоком существования. Но когда он

проникает все глубже и глубже, он обнаруживает, что противоречия - лишь

кажущиеся, а не реальные: далекие от того, чтобы быть противоположными по

природе, они являются дифференцированными проявлениями одной и той же Силы, и

даже не проявлениями, собственно говоря, а иллюзиями невежественного