появляющимися и исчезающими, как волны на море
жизни. Непроявленный и безличный Бог лишен всех атрибутов, в то время как Его
индивидуализированные лучи, проявленные в бесчисленных формах и цветах в
результате постоянного контакта с МАЙЕЙ, ПРАКРИТИ и ПРАДХАНОМ (физическим,
тонким и причинным) чувствуют себя, из-за неведения своей истинной природы,
ограниченными и отделенными друг от друга и, вследствие этого, они втянуты в
сферу неумолимого Закона Кармы, или Закона Причин и Следствий, который влечет за
собой последствие за каждое дело, каждое слово и каждую мысль. Что не
исполняется в одной жизни, исполнится в другой, и так гигантское колесо жизни и
смерти, однажды приведенное в движение, продолжает непрерывно вращаться силой
своей неистощимой инерции.
В этом заключается различие между индивидуализированной душой с одной стороны, и
Великой Душой Вселенной (называемой Богом) - с другой; одной - связанной и
ограниченной, а другой - без оков и пределов.
1.3. Пракрити, или материя
Термин ПРАКРИТИ - сложный и состоит из санскритского корня ПРА первый, и КАР -
действовать; таким образом, ПРАКРИТИ означает первичная материя (скрытая
энергия), которая, при воздействии на нее положительной духовной силы, порождает
множество форм, видов и типов в огромном творении Великого Создателя. Это
называется МАЙЯ, и все, что можно увидеть и ощутить чувствами, подпадает под
категорию материи, или ПРАКРИТИ. Как объяснялось выше, материя - это скрытая
энергия на ее самом низком уровне, которая приобретает активность и становится
способной принимать множество различных форм, которые мы воспринимаем как явные.
Этот переход от пассивности к активности энергии ведет к творению или проявлению
непроявленной до этого духовной силы.
БРАХМАН, или духовная сила, приходит к бытию только через грубый покров (КАЯ).
Подобно тому как общность кажущихся индивидуализированными душ образует
Сверхдушу (Бога), так же и могучий лабиринт созданных существ и вещей различных
форм и цветов в своей общности называется ПРАКРИТИ.
Пракрити саму по себе нельзя ощутить чувствами, у нее самой нет никакого
существования, она проявляется только тогда, когда на нее действует духовная
сила. Как у лучей солнца нет существования отдельно от солнца и они появляются
лишь когда солнце встает над горизонтом, так и Пракрити в соединении с жизненным
импульсом принимает бесчисленные образы и формы, которые выше человеческого
понимания, и Одна невидимая душа, кажется, порождает многообразие
индивидуализированных частей с различными именами и разнообразных видов, которые
не описать и не счесть.
Йоги насчитывают пять КОШ, или окутывающих оболочек, которые скрывают духовный
поток при его спуске вниз; они изобрели и сформулировали способы и средства
устранить их. Эти коши, или оболочки, вкратце можно описать так:
1. ВИГЬЯН-МАИ КОШ: оболочка из мыслительного аппарата или интеллекта с ее двумя
фазами: одна имеет отношение к знанию (ГЬЯН) на физическом плане, а другая - к
просветлению (ВИГЬЯН) на духовном плане. Это первая оболочка, в которую
завертывается дух, когда он вступает в контакт с тонкой материей, называемой
Пракрити. Свет души, который отражается в интеллектуальном центре, приводит в
действие то, что называется интеллект, состоящий из внутреннего духовного
восприятия и внешнего познания. Душа вместе с этой отраженной интеллектуальной
способностью становится как познающей, так и воспринимающей.
2. МАН-О-МАИ КОШ: это второй покров, или оболочка, в которую
интеллектуализированная или познающая душа завертывается при дальнейшем
интенсивном контакте с Пракрити, которая теперь начинает отражать также и
вещество разума; и с этой дополнительной способностью душа становится склонной к
разуму и постепенно разум овладевает ею.
3. ПРАН-МАИ КОШ: покров из ПРАН (жизненных энергий) составляет третью оболочку
вокруг души. Когда мыслящая (познающая) душа, связанная разумом, продолжает
давить на Пракрити (материю), она начинает вибрировать пранами, которых
существует десять типов в соответствии с их различными функциями. Это делает
познающую, связанную разумом душу ПРАН-МАИ, т.е. приведенной в движение
оживляющим эффектом.
4.АННА-МАИ КОШ: когда познающая, связанная разумом и импульсивная душа действует
на Пракрити, она выковывает там еще один вид покрова оболочку АННА-МАИ. Это
последняя из пяти оболочек, и для ее поддержания она начинает чувствовать
постоянную необходимость в АННА, или продуктах питания и других