любой может заняться ею и достичь успеха. Если бы дело обстояло так,
человечество не барахталось бы, как это происходит сегодня. Факт тот, что
компетентные Учителя этого венца всех наук редки, и что даже когда Учитель
найден, немногие готовы подвергнуться требуемой дисциплине. Дух может желать, но
плоть слаба. Большинство людей так глубоко поглощено любовью к миру, что даже
после того, что они мельком увидели внутренние сокровища, они не хотят оставить
свои мирские пути и сосредоточиться на обладании тем, что делает владыкой всего.
Так как ударение в этой йоге всегда на внутреннем и никогда на внешнем, ни один
путь не может быть в известном смысле более трудным для людей обычного типа.
Многие могут проводить всю жизнь во внешнем ритуале и церемониале, но немногие
могут достичь совершенной внутренней концентрации, не нарушаемой мирскими
мыслями даже на несколько мгновений. Именно поэтому Кабир сравнивал ее с
хождением по обнаженному мечу, а суфи говорили о ней как о РАХ-И-МУСТКИМ -
тоньше волоса и острее лезвия бритвы.
Христос описывал это словами тесны врата и узок путь, которым идут всегда
только немногие. Но для того, кого не соблазняет мир и кто наполнен горячей
любовью к Богу, ничего не может быть легче и быстрее. Ему не нужна иная сила,
кроме его собственного побуждения, и очищенная от земных привязанностей своей
искренней и сильной жаждой, его душа полетит домой, несомая потоком Шабда к
своему Источнику, гавани блаженства и мира. Если душа встретит какие-то
препятствия в своем полете домой, ее Светящийся Друг всегда рядом, чтобы
провести ее мимо них и защитить от всех ловушек.
Дорога через более высокие планы лежит перед душой, описанная так же полно, как
для Хатха йога низшие телесные чакры; а с такой Силой, переносящей ее, и с таким
Другом, чтобы вести, ничто не может задержать ее или поймать в ловушку, ничто не
может нарушить незыблемость ее курса.
Держись за одеяние Того, о храбрая душа,
кто знает хорошо все места - физические,
ментальные, супраментальные и духовные;
Ибо Он останется твоим другом в жизни, а также
в смерти, в этом мире и в запредельных мирах,
убеждал Джалалуд-дин Руми.
И Нанак пел:
Тот, кто нашел Истинного Мастера
и следует по совершенному пути Святого Слова,
смеясь и живя в этом мире,
найдет полную свободу и освобождение.
И еще:
Как лотос поднимется он, безупречный,
над тиной мира и, как лебедь,
вынырнет из его грязных вод
нетронутым и беспрепятственным.
5.4. Мастер
Кроме ее научного подхода, сравнительно легкой доступности, естественности и
свободы от недостатков других форм йоги, другой отличительной чертой Йоги
Звукового Потока является уникальное и повсеместное подчеркивание необходимости
на каждом шагу САТГУРУ, ПИР-Е-РАХ или МУРШИД-И-КАМИЛ (компетентного, живого
Мастера). Хотя кое-что на эту тему уже упоминалось в разделе Краеугольные
камни, многое осталось тщательно проработать.
Отношение ГУРУ-ШИШ или ГУРУ-СИКХ важно во всех формах практической йоги, но
здесь оно является стержневым в уникальном смысле. Ибо Гуру в Сурат Шабд Йоге -
это не только существо, которое объясняет нам реальную природу существования,
наставляет нас в истинных ценностях жизни и рассказывает нам о садхнах, которые
нужно практиковать для внутреннего достижения, Он - все это и больше. Он
является также внутренним гидом, ведущим душу с плана на план к ее конечной
цели; гидом, без помощи которого душа ошибочно приняла бы промежуточные стадии
за конечную цель и встретила бы препятствия, которые не смогла бы преодолеть.
Роль Мастера такова, что неудивительно, что все мистики, прошедшие этим путем,
пели о нем в превосходных степенях почитания и поклонения. Мы читаем у Кабира:
Я хочу и жажду Пыли от Его Ног -
Пыли, которая создала вселенные,
Его Лотосовые Ноги - истинное богатство и гавань мира.
Они даруют невыразимую мудрость и ведут по пути к Богу.
И священные писания сикхов воспевают:
Сладостны Лотосовые Ноги Мастера;
Человек видит их по указу Бога;
И мириады благословений следуют за таким видением.
Гуру Арджан
У суфи мы имеем:
Если бы я пел хвалы его бесчисленным благословениям
до вечности,
я едва ли смог бы что-нибудь сказать о них.
Джалалуд-дин Руми
Некоторые мистики доходят даже до того, что считают Его позицию выше Бога:
Мастер более велик, чем Бог.
Кабир
Гуру и Бог оба стоят проявленные,
кому же мне поклоняться и повиноваться?
Действительно чудесен Гуру,
открывший Силу Бога внутри.
Сехджо Баи
Все это может привести