чувственных
объектах. Эта оболочка АННА-МАИ представляет собой внутреннее содержание
физического тела (грубой материи), которое фактически является ее внешним
проявлением; она продолжает окутывать душу даже тогда, когда ее внешняя форма,
то есть тело, разлагается и распадается.
Существование этого грубого физического тела зависит от здорового состояния
АННА-МАИ КОШ внутри него.
Некоторые души, даже когда они сбрасывают внешнее физическое тело, продолжают
страстно желать пищи из-за АННА-МАИ КОШ, гоняются за мирскими удовольствиями и
продолжают часто посещать жилища людей в своих скитаниях ради удовлетворения
своих врожденных желаний. Именно для удовлетворения этих страстных желаний
физически развоплощенных душ индусы совершают ПИНД ДАН и САРАДХИ, делая
примирительные подношения для МАНЕС или ушедших душ, чтобы они могли обрести
покой и мир.
5. Однако, первая и главная из этих Кош, или оболочек - АНАНД-МАИ КОШ
(БЛАЖЕНСТВО), почти интегральная часть самой души. Она - самая тонкая из
оболочек, подобно тонкому покрову над зажженным канделябром. Ее можно ощутить
немного, когда после глубокого сна без сновидений (СУШУПТИ) при пробуждении
сохраняется смутная мысль об АНАНДЕ, или блаженстве, которое было пережито в
этом совершенно спокойном состоянии отдыха.
Таковы пять Кош, или ХИДЖАБ (завес или одеяний), как их называют мусульмане, и
они окутывают душу, одна в другой. Цель или задача всех йог - постепенно
высвобождать душу из этих оболочек, одна за другой, пока она, наконец, не
освободится от них всех и не вернется к своему исходному, первоначально
великолепному состоянию самосветимости (СВАЯМ ДЖИОТИ), которая не меньше, чем у
нескольких солнц, вместе взятых. Это - стадия АХАМ БРАХМ АСМИ или Я есть
Брахм; когда она достигается кем-либо, он не только чувствует свое единство с
Богом , но и действительно приветствует Бога словами АЯМ АТМА БРАХМА - О
Боже! Я - из той же сущности , что и Ты. Большинство систем йоги считает это
венцом всех духовных усилий. Это, фактически, самая высокая и последняя стадия
самореализации (самопознания), но это еще полпути в духовном путешествии;
стадия, не имеющая большого значения, ибо именно отсюда редкая душа начинает
движение к наиболее желанной цели полной реализации Бога, поскольку именно КХУД
ШАНАСИ (Самопознание) постепенно ведет к КХУДА ШАНАСИ (познанию Бога).
Самопознание и фактическая самореализация - кульминационная точка процесса
самоанализа, без которого невозможно достичь Божественности и войти в Царство
Божие. В этом процессе инверсии и обращения духа внутрь посредством подъема над
телесным сознанием и освобождения духа от щупалец тела и разума самым легким,
самым быстрым и надежным является процесс соединения с ШАБДОМ, или Звуковым
Потоком (Святым Словом), и это - единственное средство Богопознания. Этот
наиболее древний путь, известный миру, появился в нем на рассвете самого
творения. Он - современник Человека с того дня, когда тот оказался отделенным от
своего Отца Небесного. Все великие Мастера человечества давали это Слово своим
ученикам. Это - крещение Святым Духом, как выражался Христос.
1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами
Человеческое тело состоит из трех одеяний: физического, астрального или тонкого,
и причинного или тела-семени.
В физическом теле у нас есть все пять кош, или оболочек; вот почему мы в своем
бодрствующем состоянии получаем какое-то знание и опыт всех пяти вещей -
блаженства, познания (внутреннего или внешнего), способности помнить (ЧИТ и его
ВРИТИ, или ментальные модуляуии), пранических вибраций и физической системы.
Когда поднимаются в астральное или тонкое тело, теряют сознание физического
существования, в то время как душа ментально переживает четыре другие состояния,
т.е. блаженство, познание, способность помнить и пранические вибрации.
Когда дух поднимается выше, в причинное тело, то даже умственный аппарат
сбрасывается и остается только способность СМРИТИ (воспоминания); она
свидетельствует и дает отчет о блаженстве, испытанном в этом состоянии.
1.5. Деление творения в соответствии с кошами
Все существа, от богов до человека, а также другие формы жизни, включая
растения, классифицируются на пять категорий в зависимости от преобладания той
или иной способности:
1. Существа чистого знания, такие как Брахма, Вишну, Махеш и др.
2. Существа, наделенные веществом разума: Индра и другие божесва, боги, богини,
и т. д.
3. Существа, наделенные праническими