миром и постоянно подниматься
над всеми планами относительности; и когда он станет единым с Ним, он достигнет
самого Его истока, тем самым уходя из царства ограниченности в царство
Бесконечного Сознания и Абсолютного Бытия.
Чтобы указать, что эти учения не ограничены каким-либо одним народом или веком,
но имеют всеобщую применимость, каждый важный аспект был кратко проиллюстрирован
высказываниями мистиков различных религиозных традиций: индийской, исламской и
христианской. Однако, эти высказывания являются только способом иллюстративных
ссылок. Если доктрины Сурат Шабд Йоги действительно всеобщи, если они
действительно указывают на абсолютную истину и основаны не на догме, а на
фактах, пусть сверхфизической природы, но на фактах, которые могут быть
проверены каждым, кто готов подвергнуться дисциплине, требуемой для их изучения,
тогда изучающий ее искатель наверняка может с уверенностью утверждать, что эти
доктрины, в той или иной форме, должны быть в основе всех великих религий, и он
бы желал более систематической демонстрации этого, нежели та, которая была
возможна в предыдущем описании Сурат Шабд Йоги. Доступная и детальная разработка
этой темы выходит за рамки этой книги, и в лучшем случае мы можем только
предложить некоторые плодотворные линии исследования, которым могут следовать
желающие идти дальше. Кроме того, повторяющейся темой всех великих Мастеров
является то, что хотя их учения всеобщи по природе и могут быть подтверждены
обширной священной литературой мира, все же ограничить себя просто изучением
интерпретаций - значит полностью упустить истинное значение их учений.
Все, что нужно сделать ищущему - это установить из прошлых записей, что
сказанное ему является древнейшей из истин, чтобы он мог принять требуемую
дисциплину с полной верой и без оговорок. Окончательное подтверждение должно
быть делом непосредственного и личного внутреннего опыта, а не книжной учености,
которая, когда выходит за должный предел и делается самоцелью, отрицает свое
назначение и становится серьезным отвлечением от цели.
6.1. Древняя религиозная мысль:
индийская, китайская и иранская
6.1.1. Индуизм
Индуистская религия - это обширный океан религиозной мысли, берущий начало в
древнейших временах, задолго до рассвета истории, она содержит в своей
многоцветной текстуре оттенок за оттенком, бесконечное разнообразие узора и
рисунка, которое выросло в человеческом разуме; от анимизма до поклонения
Природе, от сил природы в абстрактном до персонифицированных и
конкретизированных природных форм, от богов и богинь до одного Высшего Бога,
сначала личного, а затем безличного; от формы до бесформенного. Индуистский
пантеон дает любопытствующему исследователю обзор обширного и мощного сонма,
который проникает во мглу седого прошлого.
Гелиолатрия, поклонение Гелиосу, или Солнцу, была обычной практикой у людей
мира. Сол, или Солнце, всегда было объектом большого почитания человека, и ему
поклонялись во всем мире с незапамятных времен. Древние греки и римляне строили
храмы Аполло, или Фебу, как они называли бога Солнца в свое время. Во всех их
храмах изображение или образ бога Солнца занимал важное место в их иерархии.
Есть знаменитый храм Солнца в Конарк, в Южной Индии, и в историческом городе
Мултан, или стране Солнца, на севере. Кроме того, храмы ДЖОГ-МАЙЯ или ДЖОТ-МАЙЯ
покрывают весь Индостан.
Древние греки тоже говорили о Шабде. О Сократе писали, что он слышал внутри себя
особый звук, который непреодолимо тянул его в более высокие духовные царства.
Пифагор тоже говорил о Шабде, так как он описывал Бога как Высшую Музыку
природы Гармоний. Бог был для него Абсолютной Истиной, одетой в свет. Когда
он приказывал орлу слететь вниз к нему и медведю - остановить буйствующего
Апулия, удивленная толпа спросила его об источнике, из которого такие силы
пришли к нему. Он ответил, что он обязан всем этим Науке Света.
К тому же, в греческом языке мы имеем мистическое слово ЛОГОС. Оно происходит от
корня ЛЕГО, означающего говорить, и от него мы имеем общие термины - монолог,
диалог, пролог, эпилог и т.д. ЛОГОС означает Слово или Разум. Термин ЛОГОС
появляется также и в еврейской, и христианской философии и теологии, он
используется в его мистическом смысле эллинистическими и неоплатоническими
философами. Христиане используют его для обозначения второго лица Троицы.
Античный Запад унаследовал это понятие от своих предков, которые за тысячу лет
до христианской эры