приобрели большую любовь и обожание к Сурье, которого они
считали началом и концом всех человеческих усилий в их поиске мощной силы Бога,
и ее видимым представительством на этой земле. Они несли эту идею с собой, куда
бы они ни шли, на запад или на восток, слагали гимны и пели псалмы в восхваление
этого сияющего небесного светила, источника всей жизни на этой планете. Те,
которые поселились в Иране (Персия) и впоследствии стали известны как парсы, все
еще поклоняются великому божеству в другой форме - огня, который они
поддерживают горящим все время в своих храмах как символ священного пламени,
горящего в человеческом сердце и всегда идущего в небеса. Рату Зороастр,
иранский пророк жизни и света, воспевал в любящей и живой вере величие Бога
Света и учил людей делать так же.
АГНИ, или огонь, был скрытым секретом богов, охранявших эту таинственную силу
очень ревниво. Согласно греческой легенде, он был украден Прометеем и дан
человеку, за что Юпитер, бог-отец, осудил его на вечную муку. В главе 6
Чхандогья Упанишад сказано, что он является первичным элементом, чье сотворение
сделало возможным творение других элементов - воды, земли и т.д.
Вторая ветвь ариев, повернувшая на восток, в Индо-Гангскую равнину, также с
любовью обращается к АДИТЬЯ; в Ведах мы встречаем гимны, обращенные к
ХИРАНЬЯГАРБХА, САВИТАР и УША, которые все означают Одну поддерживающую жизнь
силу - Солнце. Все почтенные Мастера эпохи Вед были поклонниками очищающих и
целительных атрибутов бога-Солнца, и поэтому неудивительно, что в ведической
литературе мы видим много гимнов, обожествляющих Солнце. В книге Х, 191, мы
находим:
В начале возник Хираньягарбха, рожденный
Единственным Господом всех созданных существ;
Он закрепил и поддерживает эту землю и небеса;
Какому богу будем мы поклоняться нашим жертвоприношением?
В какое время мощная вода пришла, содержащая
Всеобщий зародыш, производящий Агни;
Оттуда возник Бога Единый Дух;
Какому богу будем мы поклоняться нашим жертвоприношением?
В другом гимне о нем упоминается как о самосветящемся мудром Адитья. В книге
1, 113, мы имеем гимн Рассвету, и в нем появляются, между прочим, следующие
строки:
Этот свет приходит, среди всего света наиволшебнейший;
Рождающий сияющую, далеко распространяющуюся яркость,
Ночь, отгоняемая подъемом Савитара,
Дала рождение утру...
Поднимись! Дыхание, жизнь снова достигли нас:
Тьма ушла, и свет приближается.
Она оставила солнцу путь, чтобы двигаться;
Мы прибыли туда, где люди продлевают существование.
Все это может быть принято буквальным образом как немногим большее, чем
поклонение Природе, поклонение солнцу, объяснимое для людей, зависящих от
земледелия в своем существовании. Но древняя индийская литература имеет
неуловимое свойство. Кажется, что она учит нас на одном уровне, и когда мы
приспособились к нему, она внезапно переводит нас на другой. Тот, кто может
следовать ее тонкостям, находит в ней богатство, редко встречаемое где-нибудь
еще. Существует многообразие значений, простирающихся от физического до
космического и духовного, и от буквального до символического и эзотерического,
что призывает нас ко множеству уровней опыта и дает достойное вознаграждение.
Так, когда мы начинаем изучать эти частые ссылки на солнце, мы начинаем видеть,
что упоминание солнца не всегда относится к центру нашей физической вселенной,
за который мы его первоначально принимали. Так, в Иша Упанишад нам говорится:
Дверь Истинного покрыта золотым диском.
Открой ее, о Пушан, чтобы мы могли увидеть
Природу Истинного.
После таких утверждений, когда мы читаем о Брахмане, или о Высшем, как о
ДЖИОТИСВАТ, полном света, и ПРАКАШВАТ, наделенным великолепием, мы начинаем
обнаруживать в таких терминах эзотерический смысл, которого раньше не видели.
Это приходит в голову, когда мы читаем ГАЯТРИ, десятую мантру шестнадцатой сутры
в третьей мандале Риг Веды:
Бормоча священный слог Аум,
Поднимись над тремя сферами
И обрати свое внимание
На Всепоглощающее Солнце внутри.
Принимая его влияние, стань поглощенным в Солнце,
И оно сделает тебя по своему подобию Самосветящимся.
Эта мантра считается самой священной, МУЛ МАНТРА, среди ведических текстов, и ее
повторению индусов учат с малых лет. Здесь внутреннее духовное значение солнца
становится совершенно ясным. Объект поклонения - не то, что обеспечивает нас
светом во внешнем мире, а принцип, который находится выше трех планов
существования - физического, астрального и причинного,