и является источником
внутреннего просветления. Этот принцип приписывается АУМУ, термину, три буквы
которого обозначают три плана человеческого опыта: А относится к бодрствующему
состоянию (ДЖАГРАТ), У - к состоянию сна (СВАПНА) и М - к состоянию глубокого
сна (СУШУПТИ). Конечная реальность включает все три плана и три фазы
человеческого опыта, но все же выходит за их пределы. Тишина, следующая за
каждым повторением слова АУМ, вызывает состояние ТУРЬЯ, или Абсолютного Бытия,
которое является неописуемым источником и концом всего. Это - Брахман,
Превосходящий все, чьим первичным атрибутом является сияние, но который сам по
себе находится даже за пределами этого сияния. Поэтому эта мантра в своей
первоначальной форме в Риг Веде имеет еще одну строчку, добавляемую в нее, когда
она дается только саньясинам и избранным ученикам:
ПАРО РАДЖ - АСАЛ САВАД АУМ.
Тот, кто превосходит сияние, есть этот Аум.
Гаятри не только проясняет обычный смысл ссылок на солнце, которыми изобилуют
Веды, но также выдвигает на первый план другую повторяющуюся тему в индийской
мысли. Ее большая образность и популярность приводит нас к вопросу о мантрах и
их месте в индийской религиозной практике. Мантры, или словесные формулы, в
санскритских стихах или прозе классифицируются на два типа: предназначенные
только для произнесения и не нуждающиеся в понимании, и божественные призывы,
смысл которых нужно знать, чтобы дать возможность поклоняющемуся держать свое
внимание сфокусированным на божественном объекте. Каждая из разносторонних мантр
имеет свою индивидуальную пользу. Есть такие, овладение которыми, или СИДДХИ,
дает контакт с магическими силами низшего разряда (ТАМСИК); есть иные, дарующие
силу, храбрость и мощь (РАДЖСИК); и наконец такие, единственной целью которых
является духовный подъем (САТВИК). Среди последних, как мы уже видели, Гаятри -
самая почитаемая.
Тональность мантр с незапамятных времен подчеркивает духовную важность Звука.
Если пение некоторых словесных формул приносит магические способности или
помогает духовному продвижению, то в самом Звуке должна быть скрытая
эзотерическая сила. Вот почему ВАК ДЕВИ, богиня речи, почиталась очень высоко.
Каждое слово имеет свое уникальное свойство и место, но из всех слов АУМ - самое
священное. Мы уже рассмотрели некоторые из его символических значений. К ним мы
можем добавить еще другие. Это не только термин, дополняющий качества
Абсолютного Брахмана, но он также означает Самого Брахмана. В Риг Веде мы имеем:
Праджапати ваи идам агреф асеет
Тасья ваг двитья асеет,
Ваг ваи пармам Брахма.
В начале был Праджапати,
Брахман, с которым было Слово,
И Слово было поистине Высший Брахман.
Этот текст в высшей степени соответствует началу Евангелия от Иоанна:
В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Иоанн, 1:1
Таким образом, АУМ становится Брахманом, проявляя Себя в Слове, и в Таиттрия
Упанишад Оно упоминается как Ножны Брахмана, как нечто, что получает Свою
жизнь от Брахмана и содержит Его. Этот аспект сделан еще яснее в Сам Веде:
Брахман есть сразу и Шабд, и Ашабд,
и Брахман один вибрирует в пространстве.
Другими словами, Абсолютный является не только внутренним сиянием, но также
чем-то за пределами его, на что намекается в Гаятри. Он находится со Словом,
Шабд или АУМ, и все же за пределами Его. Звук и Свет фактически упоминаются как
Его первичные проявления. Гаятри рекомендует, чтобы, концентрируясь на
Божественном Слове АУМ, мы фиксировали наше внимание на внутреннем Солнце; в то
время как в Чхандогья Упанишад нам говорится, что НААД, или Божественная Музыка,
берущая начало от Всеобщего Солнца (Брахманда) - это именно тот секрет, который
был дан Ангрис Риши Кришне, любимому сыну Дэвки (III:17-6 и 93).
Именно это мистическое прозрение, которое обнаруживается в ШРУТИ, священных
писаниях, открытых через внутреннее слышание, привело к развитию того, что
называется СПХОТА-ВАДА, или философия Слова. Учителя этого пути проповедовали,
что Абсолют находится за пределами Слова и образа, неописуем и необусловлен.
Когда Он пришел в проявление, Он спроецировал Себя как СПХОТА, или Слово,
сияющее Светом и вибрирующее неописуемой Музыкой. Искатель, желающий подняться
над относительным планом к Вечному и Неизменному, должен вступить в контакт со
СПХОТА, или Силой Слова, с помощью которой он может подняться к Брахману,
находящемуся за пределами Шабд, или СПХОТА. Путь к реализации Бога определенно
не легок.