Трудно получить доступ, трудно познать, трудно пребывать и трудно
пересечь; однако, это единственно возможный Путь для того, кто предан своему
Гуру и Его делу.
Таковы в действительности истины, которым учили и которые практиковали в лесах
святые древней Индии. Но сколько из них сохранилось с тех пор? По большей части
мы находим ритуалы: такие как дутье в раковины, звон колокольчиков, махание
огнями и поклонение солнцу. Они несут свидетельство о тайнах внутри, но сколь
немногие осознают их реальное значение? Несмотря на мощное и длительное влияние
Господа Кришны, донесшего лучшие из ведантических учений до сердца обычного
человека, религия в Индии, как и везде, имела тенденцию вырождаться просто в
касту или церемонию. Поклоняются свету и музыке извне, а пламенеющее и звучащее
Слово внутри, на которое они указывают, остается незамеченным:
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6.1.2. Буддизм
Учения Будды представляют во многих отношениях реакцию против религиозных
традиций Вед, несколько искаженных, и все-таки они подтверждают многие из
основных доктрин, которые мы уже рассмотрели. Жизнь самого Будды стала легендой,
воплощающей ярким и поразительным образом человеческую потребность обратиться от
феноменального, внешнего мира к ноуменальному, внутреннему.
При наличии королевского происхождения и всего, что могло сделать его жизнь дома
счастливой, уход Будды из дворца в дикую местность нищенствующим монахом в
поиске Истины был беспрецедентной жертвой. Это действительно была героическая
попытка с его стороны - блуждать шесть долгих лет и прибегать ко всем видам
аскетизма и физических страданий, доведя себя до голого скелета, и это вызывает
глубокое и неизменное восхищение и поклонение. Но ни жизнь в роскоши дома, ни
жизнь тапаса в джунглях не могли помочь ему разрешить проблему несчастья, горя,
болезни и смерти, которые он наблюдал как обычный жребий человеческой жизни в
физическом мире.
Это было его мгновенным решением - оставить аскетическую жизнь, как он сделал
прежде с жизнью в роскоши. Во время того, как он сидел под деревом боддхи в Гайя
в спокойном созерцании, он отдался божественному влиянию, которое действует само
по себе, когда целиком подчиняют свое я самому святому и высшему в Природе, и
вдруг перед его внутренним взором сверкнуло долгожданное решение самой трудной
проблемы жизни в виде последовательной цепи причин и следствий: 1) несомненный
факт страдания, 2) причина страдания, 3) возможность устранения страдания и,
наконец, 4) путь, ведущий к освобождению от страдания. Это был Путь Золотой
Середины, между самопотворством и самоумерщвлением, которые одинаково болезненны
и бесполезны в поиске истины. Поэтому ему было дано название Срединного Пути,
состоящего в праведности в восьми аспектах жизни, которые уже описаны в первой
части этой книги.
Таким, вкратце, было содержание первой проповеди Мастера в Сарнатхе, проведенной
перед первыми пятью БХИККУ. Простые и прямые учения, свободные от изощренности
жреческого клана - браминов, сделавших обряды и ритуалы началом и концом
человеческого спасения, имели огромное влияние на людей в целом. Неудивительно
поэтому, что новая вера имела большое число обращенных, от правителей до мирян,
пылко принимавших желтое одеяние.
Это - внешний аспект, как во всех остальных религиях мира до и после времени
Будды, и он хорошо воздействовал на массы, так как давал им ясную перспективу
жизни и жизненного пути. Запутанные ведические проблемы, ведический пантеон и
ведический способ поклонения миновались одним махом, людей просили развивать и
возвышать свое поведение, и все остальное последует само по себе. Это было, в
известной степени, строгим соблюдением Яма и Нияма, которое должно было сделать
Садачар (праведное поведение) первым и главным шагом в правильном направлении.
Это не означает, что Будда отрицал существование Бога или шагов, ведущих к Нему
по духовному пути. Явное публичное неутверждение чего-то, имеющего более высокую
ценность и жизненно важный интерес, далеко опережающий свое время, и что обычный
человек был еще не подготовлен и не склонен принять, не означает отрицание
этого. Более высокий Путь был, конечно, оставлен для немногих избранных и
хранился для избранников, достойных мистического учения, связанного с
трансцендентальным слышанием, как мы читаем в СУРАНГАМА СУТРЕ, в которой описаны
духовные опыты высших БОДХИСАТВ, МАХАСАТВ и великих АРХАТОВ, таких как Маха
Кашьяпа,