Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

Трудно получить доступ, трудно познать, трудно пребывать и трудно

пересечь; однако, это единственно возможный Путь для того, кто предан своему

Гуру и Его делу.

Таковы в действительности истины, которым учили и которые практиковали в лесах

святые древней Индии. Но сколько из них сохранилось с тех пор? По большей части

мы находим ритуалы: такие как дутье в раковины, звон колокольчиков, махание

огнями и поклонение солнцу. Они несут свидетельство о тайнах внутри, но сколь

немногие осознают их реальное значение? Несмотря на мощное и длительное влияние

Господа Кришны, донесшего лучшие из ведантических учений до сердца обычного

человека, религия в Индии, как и везде, имела тенденцию вырождаться просто в

касту или церемонию. Поклоняются свету и музыке извне, а пламенеющее и звучащее

Слово внутри, на которое они указывают, остается незамеченным:

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6.1.2. Буддизм

Учения Будды представляют во многих отношениях реакцию против религиозных

традиций Вед, несколько искаженных, и все-таки они подтверждают многие из

основных доктрин, которые мы уже рассмотрели. Жизнь самого Будды стала легендой,

воплощающей ярким и поразительным образом человеческую потребность обратиться от

феноменального, внешнего мира к ноуменальному, внутреннему.

При наличии королевского происхождения и всего, что могло сделать его жизнь дома

счастливой, уход Будды из дворца в дикую местность нищенствующим монахом в

поиске Истины был беспрецедентной жертвой. Это действительно была героическая

попытка с его стороны - блуждать шесть долгих лет и прибегать ко всем видам

аскетизма и физических страданий, доведя себя до голого скелета, и это вызывает

глубокое и неизменное восхищение и поклонение. Но ни жизнь в роскоши дома, ни

жизнь тапаса в джунглях не могли помочь ему разрешить проблему несчастья, горя,

болезни и смерти, которые он наблюдал как обычный жребий человеческой жизни в

физическом мире.

Это было его мгновенным решением - оставить аскетическую жизнь, как он сделал

прежде с жизнью в роскоши. Во время того, как он сидел под деревом боддхи в Гайя

в спокойном созерцании, он отдался божественному влиянию, которое действует само

по себе, когда целиком подчиняют свое я самому святому и высшему в Природе, и

вдруг перед его внутренним взором сверкнуло долгожданное решение самой трудной

проблемы жизни в виде последовательной цепи причин и следствий: 1) несомненный

факт страдания, 2) причина страдания, 3) возможность устранения страдания и,

наконец, 4) путь, ведущий к освобождению от страдания. Это был Путь Золотой

Середины, между самопотворством и самоумерщвлением, которые одинаково болезненны

и бесполезны в поиске истины. Поэтому ему было дано название Срединного Пути,

состоящего в праведности в восьми аспектах жизни, которые уже описаны в первой

части этой книги.

Таким, вкратце, было содержание первой проповеди Мастера в Сарнатхе, проведенной

перед первыми пятью БХИККУ. Простые и прямые учения, свободные от изощренности

жреческого клана - браминов, сделавших обряды и ритуалы началом и концом

человеческого спасения, имели огромное влияние на людей в целом. Неудивительно

поэтому, что новая вера имела большое число обращенных, от правителей до мирян,

пылко принимавших желтое одеяние.

Это - внешний аспект, как во всех остальных религиях мира до и после времени

Будды, и он хорошо воздействовал на массы, так как давал им ясную перспективу

жизни и жизненного пути. Запутанные ведические проблемы, ведический пантеон и

ведический способ поклонения миновались одним махом, людей просили развивать и

возвышать свое поведение, и все остальное последует само по себе. Это было, в

известной степени, строгим соблюдением Яма и Нияма, которое должно было сделать

Садачар (праведное поведение) первым и главным шагом в правильном направлении.

Это не означает, что Будда отрицал существование Бога или шагов, ведущих к Нему

по духовному пути. Явное публичное неутверждение чего-то, имеющего более высокую

ценность и жизненно важный интерес, далеко опережающий свое время, и что обычный

человек был еще не подготовлен и не склонен принять, не означает отрицание

этого. Более высокий Путь был, конечно, оставлен для немногих избранных и

хранился для избранников, достойных мистического учения, связанного с

трансцендентальным слышанием, как мы читаем в СУРАНГАМА СУТРЕ, в которой описаны

духовные опыты высших БОДХИСАТВ, МАХАСАТВ и великих АРХАТОВ, таких как Маха

Кашьяпа,